«Они хотели сделать из него распятого Христа. Я их за это ненавидела, глаза могла им выцарапать... И выцарапывала» (Е.С. Булгакова/В.Я. Лакшин; ВМБ, с. 414).
Ну, здесь уж есть преувеличение. Хотя, само собой разумеется, истина может выражаться и в преувеличениях.
Спрашиваю у Л.Ф. об отношениях жен Булгакова с пречистенцами.
Ответы такие:
Татьяна Николаевна — 20% (к ней — никак, 0%);
Любовь Евгеньевна — 80% (к ней — 70%);
Елена Сергеевна — 51% (к ней — 52%).
Стараюсь сообразить: если 51% — это «глаза могла им выцарапать», то что такое 52%?
Из дневника Е.С. Булгаковой:
«Сережа Ермолинский звал к себе, но предупредил, что будет вся «Пречистенка». Я не пошла, а Миша пошел» (17.XII.1938).
Из воспоминаний С.А. Ермолинского:
«Большинство «пречистенцев» не признавали ее или принимали со сдержанностью нескрываемой» (ЗРЛ, с. 46).
Из показаний Л.Ф.:
отношение Булгакова к пречистенскому кругу — положительное, 70%, и со временем почти не менялось: 70—76%; отношение пречистенцев к Булгакову: 60%.
Что ж, так оно, видимо, и было. Пречистенские книжники и мудрецы оценили и ум, и силу, и своеобычность пришедшего к ним «писателя из Киева». Они приняли его в свой круг, встречались с ним, общались. Судя по воспоминаниям, время проводили нескучно.
Но... как бы это сказать... знаю, что тоже рискую лишиться зрения, и все-таки позволю себе возразить любящей женщине...
Они не хотели делать из него Христа.
Истинная причина раздражения Мастера и ненависти Маргариты, может быть, заключалась в том, что пречистенцы, с их эрудицией и умом, так и не поняли, кто к ним пришел в облике «писателя из Киева».
А за это, действительно, можно глаза выцарапать. Зачем, в самом деле, им глаза, которые не видят? И зачем уши, которые не слышат?
— Я НОВЫЙ, — КРИЧАЛ Я, — Я НОВЫЙ! Я НЕИЗБЕЖНЫЙ, Я ПРИШЕЛ! (ЗП, 13).
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |