Вернуться к А.А. Кораблев. Мастер: астральный роман. Часть II

Мудрецы

«Они хотели сделать из него распятого Христа. Я их за это ненавидела, глаза могла им выцарапать... И выцарапывала» (Е.С. Булгакова/В.Я. Лакшин; ВМБ, с. 414).

Ну, здесь уж есть преувеличение. Хотя, само собой разумеется, истина может выражаться и в преувеличениях.

Спрашиваю у Л.Ф. об отношениях жен Булгакова с пречистенцами.

Ответы такие:

Татьяна Николаевна — 20% (к ней — никак, 0%);

Любовь Евгеньевна — 80% (к ней — 70%);

Елена Сергеевна — 51% (к ней — 52%).

Стараюсь сообразить: если 51% — это «глаза могла им выцарапать», то что такое 52%?

Из дневника Е.С. Булгаковой:

«Сережа Ермолинский звал к себе, но предупредил, что будет вся «Пречистенка». Я не пошла, а Миша пошел» (17.XII.1938).

Из воспоминаний С.А. Ермолинского:

«Большинство «пречистенцев» не признавали ее или принимали со сдержанностью нескрываемой» (ЗРЛ, с. 46).

Из показаний Л.Ф.:

отношение Булгакова к пречистенскому кругу — положительное, 70%, и со временем почти не менялось: 70—76%; отношение пречистенцев к Булгакову: 60%.

Что ж, так оно, видимо, и было. Пречистенские книжники и мудрецы оценили и ум, и силу, и своеобычность пришедшего к ним «писателя из Киева». Они приняли его в свой круг, встречались с ним, общались. Судя по воспоминаниям, время проводили нескучно.

Но... как бы это сказать... знаю, что тоже рискую лишиться зрения, и все-таки позволю себе возразить любящей женщине...

Они не хотели делать из него Христа.

Истинная причина раздражения Мастера и ненависти Маргариты, может быть, заключалась в том, что пречистенцы, с их эрудицией и умом, так и не поняли, кто к ним пришел в облике «писателя из Киева».

А за это, действительно, можно глаза выцарапать. Зачем, в самом деле, им глаза, которые не видят? И зачем уши, которые не слышат?

— Я НОВЫЙ, — КРИЧАЛ Я, — Я НОВЫЙ! Я НЕИЗБЕЖНЫЙ, Я ПРИШЕЛ! (ЗП, 13).