Во второй главе исследование центральное понятие магический реализм рассматривается в контексте многомерности художественного слова. Для интерпретации многомерности обосновывается правомерность использования понятия «измерение» применительно к теоретико-литературному дискурсу. В ходе анализа мы приходим к следующим выводам.
1. Литературное произведение может быть рассмотрено с точки зрения внешнего и внутреннего измерений. При этом внешнее измерение является системой литературных произведений, соотносимых между собой по конкретному признаку. Например, соотношение субъекта и объекта при классификации литературного рода. Внутреннее измерение апеллирует к пространственно-временным координатам, реализующимся через словеснообразную сферу.
2. Вслед за М.М. Бахтиным, жанр понимается как трёхмерное конструктивное целое. Данная структура проясняется при рассмотрении типологии слова в романе: слово изображающее, изображённое, двуголосое. Три типа прозаического слова формируют соответствующее количество словесно-речевых измерений и, соответственно, трёхчастную структуру жанра и стиля («стилистическая трёхмерность»).
3. Четвёртым измерением в контексте трёхмерного жанра романа является координата художественного времени (время как четвёртое измерение пространства). Трёхмерная жанровая и стилистическая структура романа усложняется и проблематизируется четвёртым измерением — темпоральностью, которое позволяет романному слову охватывать сразу несколько событийных планов: прошедшее, действительное и предстоящее оказываются вовлечёнными во временную продолжительность и непрерывность.
4. Пятое измерение рассматривается как символ магической реальности, понимаемой как «чудесная». Для её формирования автор применяет древнейшую функцию языка — магическую. При этом магическая и эстетическая функции художественного слова понимаются нами как исторически взаимообусловленные. Актуализация магической функции слова, неконвенционального (безусловного) отношения к языковому знаку позволяет интерпретировать саму природу художественного слова как ту, которая наделена особой энергией. При этом само художественное слово может быть рассмотрено как «живое», состоящее из нескольких оболочек (А. Белый, П.А. Флоренский, А.Ф. Лосев).
5. Феномен многомерности художественного слова можно интерпретировать как когнитивный поэтологический компонент, который связан со знанием и представлением автора о реальности (многомерность Вселенной), а также предлагает способы познания мироустройства при помощи частных категорий поэтики: рода, жанра, стиля, художественного времени и художественного пространства.
6. В магическом реализме как художественном методе понятие измерения и многомерности актуализируются в связи с магическим мировидением представителей данного метода, их способом художественного познания мира, понимаемого как «непознанное», «сверхъестественное», «таинственное», «чудесное».
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |