Пьеса «Багровый остров» была написана М. Булгаковым в 1926 году. Историю постановки этой пьесы в Камерном театре А.Я. Таирова можно назвать генеральной репетицией постановок всех последующих пьес Булгакова. К 1926 году Булгаков был хорошо известен в театральном мире как автор «Зойкиной квартиры» и «Дней Турбинных». Но над писателем уже сгущались тучи, и резкая критика в печати поставленных булгаковских пьес затормозила продвижение «Багрового острова» на сцену Камерного театра, договор с которым был подписан уже в январе 1926 года. Однако репетиции продолжались. М. Булгаков и режиссер Камерного театра А.Я. Таиров совместно работали над пьесой до последних дней февраля 1927 года. Попутно Булгаков вносил изменения в текст пьесы, стараясь избегать личных выпадов и углубить конфликт, придать ему более обобщенный характер.
К 1928 году Булгаков уже не надеялся на разрешение «Багрового острова», тем более что 3 сентября 1928 года появилась статья левого критика И. Дорошева с характерным заглавием «За четкую классовую линию на фронте культуры». Булгаков подчеркнул абзац, имеющий к нему непосредственное отношение: «Не случайно также и развитие театра приобрело в последнее время более конфликтную форму. «Булгаковщина» — нарицательное выражение буржуазного демократизма, сменовеховства в театральном творчестве — составляет ту классовую атмосферу, в которой сейчас предпочитает жить и дышать буржуазный интеллигент в советском театре»1. «Долой «булгаковщину»!» — лейтмотив действий Репертуарного комитета. Пытались (пока неудачно) снять с репертуара «Зойкину квартиру» и «Дни Турбиных», в мае 1928 года Главный репертуарный комитет не допустил на мхатовскую сцену пьесу «Бег». Положение Булгакова в литературном мире становилось все более тяжелым. С публикацией прозы было фактически покончено: роман «Белая гвардия» не был до конца опубликован, так как прекратил свое существование журнал «Россия», где печаталось произведение. Повесть «Собачье сердце», изъятая в рукописи при домашнем обыске, попала в число произведений, не разрешенных для публикации в СССР. Не надеясь на успех, Булгаков представил свою новую пьесу — «Багровый остров».
И вдруг 26 сентября 1928 года газета «Известия» сообщила: «Главреперткомом разрешена к постановке новая пьеса М. Булгакова «Багровый остров» — генеральная репетиция пьесы гражданина Жюля Верна в театре Геннадия Панфиловича с музыкой, извержением вулкана и английскими матросами в 4-х действиях с прологом и эпилогом»2.
Это сообщение оказалось неожиданностью для всех, не исключая автора. Продвижению пьесы на сцену, скорее всего, помогло одобрение Горького. Можно также предположить, что репертком решил разрешить театральную дерзость Булгакова, предвидя, какие последствия для автора она повлечет за собой.
Под крики ненависти и призывы к «блокаде» Камерный театр под руководством А.Я. Таирова к концу 1928 года завершил репетиции пьесы. Злободневность ее к тому времени только возросла. Общественная ситуация к премьере была такова, что для взрыва «праведного негодования» левой критики все было готово. Предчувствуя это, А.Я. Таиров перед спектаклем дал интервью, в котором определил общий замысел спектакля: «Пьеса Булгакова является... острой сатирой на тех людей, которые с помощью готовых штампов думают обновить наш репертуар. Поскольку любовь к штампам и в других областях нашей жизни часто заслоняет от нас четкие перспективы революционного строительства, пьеса Булгакова имеет глубокое общественное значение...»3
11 декабря 1928 года состоялась премьера спектакля. Рецензенты сразу же вынесли свой приговор: Булгаков «вполне сознательно издевается над революционной драматургией»4. И это несмотря на то, что А. Таиров в интервью объясняет цели и задачи спектакля: разоблачить «уродливые штампы псевдореволюционных пьес, способных лишь осквернить дело революции и сыграть обратную, антиобщественную роль...
<...> «Багровый остров» — спектакль, задачей которого является путем сатиры ниспровергнуть готовые штампы как общественного, так и театрального порядка»5.
«Багровый остров» имел оглушительный успех, который в печати был назван «нездоровым интересом»6 публики к одиозному автору. Блестящую, красочную, остроумную постановку называли «недвусмысленный провал», поражающий «убогостью своего замысла и выполнения»7. Выразил свою точку зрения на «Багровый остров» и сам Сталин в письме драматургу В.Н. Билль-Белоцерковскому: «Вспомните «Багровый остров», «Заговор равных» и тому подобную макулатуру, почему-то охотно пропускаемую для действительно буржуазного Камерного театра»8.
На фоне подобных отзывов поразительно выглядит рецензия П.И. Новицкого, опытного литератора и деятеля театра, занимавшего высокое служебное положение в системе Главреперткома. Новицкий писал о «Багровом острове» как о злой и острой пародии на «шаблоны стопроцентных, «выдержанных идеологически» пьес»9, как о памфлете «против бездарной фальши современных драматургов. Но дело не в илотах, а в зловещей мрачной силе, воспитывающей илотов, подхалимов и панегиристов»10. Новицкий говорит об этой зловещей силе иносказательно и не отвечает на свой же вопрос, существует ли она на самом деле: «Встает зловещая тень Великого инквизитора, подавляющего художественное творчество, культивирующего рабские, подхалимски нелепые драматургические штампы, стирающего личность актера и писателя»11. О том, что это за тень, смело и открыто говорит Булгаков — и в пьесе, и в письме к Правительству СССР от 28 марта 1930 года: «...я сознаюсь в том, что в пьесе действительно встает зловещая тень, и это тень Главного Репертуарного комитета. Это он воспитывает илотов, панегиристов и запуганных «услужающих». Это он убивает творческую мысль. Он губит советскую драматургию и погубит ее»12. Слова эти оказались пророческими. Как пишет А. Нинов, «постановка острых вопросов театральной жизни — о приспособленчестве на идеологической почве, о «красной» халтуре, затопившей сцену, о бюрократической системе контроля над искусством — воспринимались к концу 1920-х годов как неуместная политическая дерзость»13. «Сильный удар, нанесенный по нео-буржуазной драматургии»14 — так было расценено в критике снятие «Багрового острова» с репертуара Камерного театра летом 1929 года (одновременно с «Зойкиной квартирой» в театре им. Евг. Вахтангова).
Примечания
1. Цит. по: Соколов Б.С. Булгаковская энциклопедия. — М.: «Миф», «Локид», 1998. — С. 18.
2. Там же. — С. 18.
3. А.А. Нинов. Послесловие к 3 тому собр. соч. М.А. Булгакова. — М.: Худ. лит., 1990. — С. 635.
4. Цит. по: Нинов А.А. Послесловие к пьесе М. Булгакова «Багровый остров» // М.А. Булгаков. Пьесы 20-х годов. — М.: Искусство, 1990. — С. 575.
5. Там же. — С. 577.
6. Там же. — С. 577.
7. Там же. — С. 579.
8. Сталин И.В. Собр. соч. в 24 тт. Т. 1. — М.: Политиздат, 1970. — С. 329.
9. Цит. по: Нинов А.А. Послесловие к пьесе М. Булгакова «Багровый остров»... — С. 579.
10. Там же. — С. 579.
11. Там же. — С. 579.
12. Михаил Булгаков. Письма. Жизнеописание в документах. — М.: Современник, 1989. — С. 184.
13. Нинов А.А. Послесловие к пьесе М. Булгакова «Багровый остров»... — С. 572.
14. Цит. по: Нинов А.А. Указ. раб. — С. 578.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |