1. Одной из актуальных проблем в современном языкознании является проблема взаимодействия языка и культуры в рамках антропоцентрической парадигмы лингвистики. Особое место здесь занимает вопрос изучения картины мира и её разновидностей: концептуальной картины мира, бытовой (наивной) картины мира; научной, философской (мировоззренческой), религиозной, мифопоэтической и образной картин мира; национальной и индивидуальной картины мира.
2. С понятием индивидуальная картина мира связано понятие языковая личность. Под языковой личностью писателя мы понимаем человека, который смог почувствовать, осознать духовную силу, первоначально неосознанно действующую в языке, и направить её действие на языковое «миросозидание». Самым ярким проявлением индивидуальной картины мира является писательское творчество. Создавая художественные образы и пытаясь охватить все стороны действительности, доступные слову, писатель создает художественную картину мира и вырабатывает собственный неповторимый язык, который отличается от языка обыденного.
3. Исследование каждой картины мира осуществляется через описание её концептосферы, которая, по словам Д.С. Лихачева, складывается из всех потенций словарного запаса языка в целом и человека в частности, и представляет собой совокупность концептов, характерных для данной национально-культурной общности или языковой личности. Концепт, по определению Ю.С. Степанова, является «константой культуры». Вслед за ученым мы придерживаемся лингвокультурного подхода к изучению концепта и понимаем под ним, во-первых, единицу коллективного/индивидуального сознательного/бессознательного знания/сознания, отправляющего к высшим духовным ценностям, имеющую языковое выражение и отмеченную этнокультурной спецификой; во-вторых, базовую когнитивную сущность, позволяющую связать смысл с употреблением слова. Различия в существующих научных описаниях концепта доказывают мысль о том, что он представляет собой сложный феномен. Значение термина концепт отличается от дефиниций терминов понятие, символ, художественный образ. Это и обусловливает разнообразие и многочисленность подходов к его изучению в современной лингвистике.
4. Особый вид лингвокультурного концепта представляет собой художественный концепт. Вслед за Ю.А. Бельчиковым, мы понимаем его как «единицу сознания поэта или писателя, получающую свою репрезентацию в художественном произведении или совокупности произведений и выражающую индивидуально-авторское осмысление сущности предметов или явлений». Выделяя художественные концепты в картине мира писателя или в его произведении, можно не только понять его духовный мир, но и расширить собственные представления и знания о мире и о себе.
5. Анализ биографии и творчества М.А. Булгакова показал, что в сознании писателя соединились концептосфера русского национального языка, концептосфера мировой культуры, где особое место занимает концептосфера христианской культуры и концептосфера мифологии, концептосфера семьи Булгаковых, индивидуальная концептосфера, концептосфера врача и концептосфера писателя. Изучение четырех уровней языка, выделенных Д.С. Лихачевым, позволит дать описание каждой из них, равно как поможет дать описание концептосферы каждого булгаковского текста.
6. Исследуя концептосферу художественного произведения, следует изучать не только четыре уровня его языка, но и биографию и литературоведческие, культурологические и лингвистические источники, посвященные творчеству писателя. Выделяя в произведении художественные концепты, необходимо разграничить их по степени значимости. Так, в структуре концептосферы романа «Белая гвардия» можно выделить ядерные концепты, глобальные концепты и субконцепты (периферийные концепты). Ядерные концепты являются текстообразующими и потому наиболее важными для концептосферы художественного произведения.
7. Особенность строения концептосферы романа М.А. Булгакова «Белая гвардия» можно представить в виде спирали, каждый круг (виток) которой, представляя собой определенный глобальный концепт, связан с предыдущим и последующим глобальными концептами. Основные витки явили собой ключевые (глобальные) концепты «Человек» — «Дом» — «Город» — «Мир». Каждый из них взаимодействует с ядерными концептами «Хаос» и «Космос», потому предстает как «Человек-Космос», «Человек-Хаос», «Дом-Космос», «Дом-Хаос», «Город-Космос», «Город-Хаос», «Мир-Космос», «Мир-Хаос». Этот фактор становится одним из важнейших в организации структуры каждого концепта. Ключевые концепты романа в рамках концептосферы произведения неотделимы от двух других ключевых концептов «Культура» и «Бог», которые также наделены большой значимостью в тексте «Белой гвардии».
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |