В связи с выделением концептосфер различных картин мира: научной (медицинской), философской (мировоззренческой), мифологической, религиозной, национальной русской можно говорить об их отражении в концептосфере писателя и в концептосфере художественного произведения. Причём в каждой из них можно противопоставить или соотнести концептосферу концептуальной (или универсальной) картины мира и национальной (например, русской), национальной и индивидуально-авторской. Все эти особенности отразились в концептосфере романа М.А. Булгакова «Белая гвардия», методика описания которой представлена ниже и состоит из следующих этапов:
1. Изучение биографии М.А. Булгакова, а также литературоведческих, культурологических и лингвистических исследований, посвященных художественному творчеству писателя в целом и роману «Белая гвардия» в частности на предмет выявления особенностей мировоззрения и психологии писателя, повлиявших на формирование его эстетических взглядов и определивших индивидуальные черты его писательского творчества.
2. Исследование «уровня самого запаса слов» [Лихачев 1997: 284] и проведение концептуального анализа, которые не только подтверждают мысль о том, что словарный запас отдельного человека связан с общеязыковым запасом, но и показывают, что самыми главными для М.А. Булгакова являются следующие концепты: «Семья», «Отец», «Дом», «Человек» «Душа», «Диагноз», «Искусство», «Культура», «Театр», «Музыка», «Книги», «Честь», «Дружба», «Любовь», «Свет», «Покой», «Огонь», «Печь», «Народ», «Интеллигенция», «Революция», «Апокалипсис», «Тоска», «Боль», «Вина», «Безумие», «Испытание», «Стойкость», «Плата» («Расплата»), «Бег», «Одиночество», «Судьба».
Некоторые из них образуют смысловые оппозиции, например, «Хаос» — «Космос», «Свет» — «Тьма», «Жизнь» — «Смерть», «Бытие» — «Небытие», «Бог» — «Дьявол», «Лад» — «Разлад», «Война» — «Мир», «Болезнь» — «Здоровье», «Небо» — «Земля». Все они являются базовыми концептами мировой, художественной, национальной русской и индивидуально-авторской картин мира. Большинство этих концептов стало основой для многих мотивов произведений писателя, в том числе и романа «Белая гвардия».
3. Изучение «уровня богатства значений и нюансов значений, разнообразия словоупотребления» [Лихачев 1997: 284], которое показало, что некоторые концепты концептосферы романа М.А. Булгакова имеют те же оттенки значений, которые можно увидеть в словарях, а некоторые, не отмеченные словарями, определяют индивидуальные особенности авторского взгляда на мир. Так, например, если обратиться к «Толковому словарю русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, то в нем можно найти следующее объяснение семантики слова одиночество: «Состояние одинокого человека. Скучать в одиночестве» [Ожегов, Шведова 2010: 446]. Биография М.А. Булгакова и содержание его романа «Белая гвардия» позволяют утверждать, что для сознания писателя концепт «Одиночество» имеет более широкое значение. Это и одиночество детей, лишившихся родителей (семья писателя рано потеряла отца, герои булгаковского романа похоронили сначала отца, а затем мать), это и одиночество страны, оставшейся без властителя (Турбины долго не могут поверить в отречение императора и его смерть), это и «Творческое одиночество» (особенно ярко проявившееся в романе «Мастер и Маргарита»).
В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой находим следующее значение слова диагноз: «Медицинское заключение о состоянии здоровья, определение болезни, травмы на основании специального исследования. Поставить диагноз. Клинический диагноз. Предварительный, окончательный диагноз» [Ожегов, Шведова 2010: 164]. Концепт «Диагноз» в булгаковском сознании связан не только с заключением о состоянии здоровья человека, но и с состоянием «здоровья» целой страны, с выводами о сложившейся в государстве политической обстановке. Об этом можно говорить, опираясь на исследования биографии писателя, которые провёл А.Н. Варламов: «Татьяна Николаевна Лаппа не зря говорила о замечательном умении её мужа ставить диагнозы. Эта способность относилась не только к медицине, но и к пониманию исторических и политических процессов, что выразила впоследствии «Белая гвардия» [Варламов 2008: 91].
4. Проведение анализа «уровней отдельных концептов», определение на основе текста референтной ситуации, к которой принадлежит каждый концепт, установление места каждого концепта в концептосфере художественного произведения через обращение к энциклопедическим и лингвистическим словарям. На этом же этапе происходит выделение трех слоёв понятийной сферы концепта, о которых писал Ю.С. Степанов, а также ядра и различных периферий концепта.
5. Разделение концептов на ядерные, глобальные и субконцепты (периферийные концепты) по степени их значимости в художественном произведении. Так, в рамках концептосферы романа М.А. Булгакова «Белая гвардия» ядерными являются концепты «Космос» и «Хаос», глобальными «Человек», «Дом», «Город» и «Мир», а субконцептами, например, в рамках концепта «Человек» являются «Тело», «Душа», «Сознание».
6. Изучение «уровня совокупностей концептов — концептосфер» [Лихачев 1997: 284], их взаимодействия и взаимовлияния, построение графических схем концептов и концептосфер, наглядно отражающих состояние и динамику их взаимодействия. Применительно к нашей работе было необходимо обратиться к пространственной организации романа «Белая гвардия». На этом этапе, изучив научную литературу, посвященную данному произведению, можно говорить о том, что в нём автор не просто отражает современную ему действительность, а создаёт универсальную модель мира, обладающую уникальными параметрами булгаковской художественной вселенной, в особенности, пространства и времени, которые существуют в неразрывном единстве. О взаимосвязи времени и пространства пишет Д.С. Лихачев: «Пространство в словесном искусстве непосредственно связано с художественным временем. Оно динамично. Оно создает сферу для движения, и оно само меняется, движется. Это движение (в движении соединяется пространство и время) может быть легким или трудным, быстрым или медленным, оно может быть связано с сопротивлением среды и с причинно-следственными отношениями» [Лихачев 1979: 335]. Добавим, что особенности булгаковского миромоделирования тесно связаны с художественной философией романа. Так, он создаёт мифопоэтическую онтологическую модель мира, воплощённую в образно-хронотопической структуре произведения.
Изучая пространственную организацию романа «Белая гвардия», следует отметить следующее утверждение М.С. Петровского: «В романе появляется система концентрических кругов: словно матрёшки, один в другом, заключены круг семьи и дома, улицы, города, мира. И каждый круг — художественная модель огромной познавательной ёмкости. Все детали равны себе и в то же время неизмеримо больше самих себя» [Петровский 1991: 16]. В «Современном словаре-справочнике по литературе» под редакцией С.И. Корнилова находим подтверждение данной мысли: «Белая гвардия» начинается как семейный роман, но развитие ситуации приводит к расширению романного пространства: «Дом сменяется площадью Города, площади — космосом» [СС-С 2000: 75]. С этим можно согласиться лишь отчасти. В нашем исследовании мы дополнили и трансформировали ставшую традиционной в современных булгаковских исследованиях модель художественного пространства романа. Точкой отсчёта здесь является круг, передающий личное начало человека, находящегося в пространстве и по-своему ощущающего его. Только над этим кругом будут располагаться оставшиеся «матрёшки»: пространство дома, семьи; социально-историческое пространство (город); природно-бытийное пространство, которое включает в себя астрономический космос. Таким образом, можно утверждать, что художественное пространство в романе организовано при помощи определённых пространственных локусов или континуумов (субъективное пространство (человек) — дом — город — природно-бытийное пространство (мир), которые схематично можно представить в виде спирали, помогающей более наглядно соединить данные пространственные круги, показать их взаимосвязь и переход одного пространства в другое.
Каждый пространственный круг нанизывается на общую ось, которую составляют Бог, Хаос, Космос и Культура, вечные во времени. Они создают три фундаментальные бытийно-смысловые сферы, образуя своеобразный стержень, получивший в романе «Белая гвардия» материальное воплощение. Так, печь — центр дома Турбиных: «Замечательная печь на своей ослепительной поверхности несла следующие исторические записи и рисунки, сделанные в разное время восемнадцатого года рукою Николки тушью и полные самого глубокого смысла и значения» [Булгаков 1989: 33]. Городская площадь — не только принадлежность Города, но и центр его публичной жизни, на этой площади находятся храм и собор Софии. Ещё одним центром становится в романе гора Святого Владимира и крест в его руках: «Но лучше всего сверкал электрический белый крест в руках громаднейшего Владимира на Владимирской горке, и был виден далеко, и часто летом, в чёрной мгле, в запутанных заводях и изгибах старика-реки, из ивняка, лодки видели его и находили по его кресту водяной путь на Город, к его пристаням. Зимой крест сиял в чёрной гуще небес и холодно и спокойно царил над тёмными пологими далями московского берега, от которого были перекинуты два громадных моста» [Булгаков 1989: 72]. В символическом мифологизированном контексте романа это Мировое древо на Мировой горе — ось мира. Эта ось поднимается всё выше по вертикали, выходя через звёзды, космос в трансцендентную реальность, что мы можем наблюдать в словах Жилина, разговаривавшего на том свете с Богом: «Ну, не верят, говорит, что ж поделаешь. Пущай. Ведь мне-то от этого ни жарко, ни холодно. Да и тебе, говорит, тоже. Да и им, говорит, то же самое» [Булгаков 1989: 90].
Мифологическая пространственная модель представлена в романе и традиционными оппозициями, например: верх — низ. К вертикальным составляющим романа можно отнести верх — раскинувшееся над Городом небо и звёзды, символизирующие вечность: «Вырастал во сне небосвод невиданный. Весь красный, сверкающий и весь одетый Марсами в их живом сверкании» [Булгаков 1989: 292]. Низ в романе — это холодная квартира Лисовичей, их жалкое, нечеловеческое существование: «В этот ночной час в нижней квартире домохозяина, инженера Василия Ивановича Лисовича, была полная тишина, и только мышь в маленькой столовой нарушала её по временам» [Булгаков 1989: 52]. Знаком сферы среднего мира, как сферы человеческого бытия, становится дом Турбиных: «Четыре огня в столовой. Знамёна синего дыма. Кремовые шторы наглухо закрыли застеклённую веранду. Часов не слышно. На белизне скатерти свежие букеты тепличных роз, три бутылки водки и германские узкие бутылки белых вин. Лафитные стаканы, яблоки в сверкающих изломах ваз, ломтики лимона, крошки, крошки, чай...» [Булгаков 1989: 57]. Судьбы человеческой истории решаются именно в среднем мире. Именно о его гибели переживает писатель. С описания квартиры Турбиных начинается повествование романа, постепенно перемещающее позицию автора. Иногда кажется, что он то смотрит на мир с высоты, находясь в пределах космоса, то возвращается на площадь Города или спускается с героями в квартиру Лисовичей. В вещем сне Алексей Турбин видит Николку на небесах, далее этому эпизоду в романе соответствует сцена посещения Николкой морга — «сошествие в ад». Вместе с Ириной Най он ищет тело её отца. Этот эпизод прямо отсылает нас к мифу об Орфее, который искал возлюбленную в царстве мёртвых.
Именно средний мир делится на несколько пространственных уровней, которые позволяют изобразить наглядно организацию художественного пространства романа (см. схему № 3).
Схема № 3. Организация художественного пространства романа М.А. Булгакова «Белая гвардия»
На схеме каждый пространственный круг представляет собой определённый микрокосм. Все круги расположены друг над другом так, чтобы образовалась воронка, и соединены в виде спирали, обозначающей взаимосвязь и переход одного пространства в другое. Как говорит В.Н. Демин, «спиралевидный орнамент пронизывает историю мировой культуры от самых её истоков и имеет несомненную космическую кодировку» [Дёмин 2006: 143]. Спираль является одним из важнейших символов Вселенной. «И космос сам испещрён и пронизан спиралями — спиральными галактиками и вакуумными квантовыми вихрями. Спираль — единый код мира, заложенный Матерью-природой в фундамент всего живого и неживого. Неспроста, видно, философы-диалектики всех времён в один голос утверждали: природа, история, род людской и отдельные индивидуумы развиваются по спирали. Вот почему нет сомнения, что между спиральными закономерностями Космоса и спиралевидным узором на человеческих пальцах существует прямая или опосредованная связь» [Дёмин 2006: 143].
В соответствии с булгаковской философией, движение по спирали, соединяющей пространственные круги, совершает именно человек. Его нельзя оторвать от Дома, от Города или от Природы. Именно человек делает выбор: идти вверх, к Богу, или вниз, к дьяволу. И если в «Белой гвардии» человек двигается по спирали вверх, то в «Мастере и Маргарите» это движение будет неуклонно идти вниз. Об этом пишет И.П. Золотусский в статье «Два романа Михаила Булгакова»: «В «Белой гвардии» Бог побеждает дьявола, спасая от смерти Турбина-старшего, в «Мастере и Маргарите» он может лишь даровать смертному (или умершему) Мастеру покой» [Золотусский 1991: 126].
Далее в работе представлен языковой материал, используемый автором романа с целью подробного изображения каждого пространственного круга, показанного на схеме. Языковой материал позволяет выделить наиболее важные концепты в концептосфере романа «Белая гвардия», которые отражают «жизненные, ситуативные доминанты, установки, мотивы, находящие отражение в процессе порождения текста» [Караулов 2006: 43].
Каждый пространственный круг оказывается неразрывно связанным с концептом «Космос», который, наряду с концептом «Хаос», характерен для античной языковой картины мира. Оба концепта становятся ядерными, текстообразующими во всей концептосфере романа М.А. Булгакова «Белая гвардия». Эти концепты не только образуют антиномию, расширяя её в ряде словесных оппозиций (например, норма — отклонение от нормы, мера — отсутствие меры, порядок — беспорядок, лад — разлад, мир — война и т. п.), но и группируют вокруг себя различные языковые единицы, которые создают целые семантические поля («иерархические структуры множества лексических единиц, объединенных общим (инвариантным) значением и отражающих в языке определенную понятийную сферу» [Новиков 1998: 458]). Так, если, опираясь на данные «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой [Ожегов, Шведова 2010: 358], рассмотреть различные смысловые значения концепта «Мир» в романе, то можно обнаружить следующие:
1. Совокупность форм материи в земном и космическом пространстве. Вселенная.
2. Объединённое по каким-нибудь признакам человеческое общество, общественная среда, строй. Мир Города.
3. Благоденствие, благополучие, благосостояние.
4. Согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны.
5. Спокойствие, тишина.
Концепт «Мир», обозначенный в словарной статье четвёртым, противопоставлен антонимичным концептам «Война», «Вражда», «Брань», «Ссора», «Распря». В следующей главе мы подробно рассмотрим и представим в виде схемы содержание концептов «Хаос» и «Космос».
Хаос и космос пронизывают каждый пространственный уровень романа (субъективный, домашний, городской, космический), представляя собой две своеобразные семантические системы — систему «Хаос» и систему «Космос». Они же являются своеобразными антонимичными сквозными глобальными концептосферами романа «Белая гвардия», которые нельзя отделить друг от друга, так как они находятся в постоянном взаимодействии (см. схему № 4).
Схема № 4
В рамках каждой глобальной сквозной концептосферы выделяются наиболее значимые глобальные концепты, составляющие её. Так, например, в глобальной концептосфере «Космос» одно из важных мест занимает концепт «Человек», который реализует себя и как «Человек-космос», и как «Человек-хаос», имея в своём составе определённые субконцепты: «Тело», «Душа», «Сознание». В следующих главах мы рассмотрим семантическое наполнение каждой глобальной сквозной концептосферы в целом и каждого концепта в частности.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |