Вернуться к Д.К. Фотиадис. Концепция личности в творчестве Л.Н. Андреева и М.А. Булгакова: художественный неомифологизм и проблема амбивалентности характера

Глава 2. Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и неомифологическая проза Л.Н. Андреева: проблема героя

Если в творчестве М.А. Булгакова есть одно произведение, которое без особых сомнений можно назвать неомифологическим повествованием — роман «Мастер и Маргарита», то у Л.Н. Андреева авторская мифология одним текстом не ограничивается. В качестве объекта исследования вполне можно выбрать рассказы «Елеазар» и «Правила добра», драмы «Жизнь человека», «Царь Голод» и «Анатэма». В рассказе «Жизнь Василия Фивейского» очевидна художественная инверсия мифа о праведном Иове, в рассказе «Тьма» и «Рассказе о семи повешенных» некоторые исследователи видят андреевский вариант христианской истории о жертвоприношении и страдании на кресте. Но в этой главе мы посчитали необходимым остановиться на других произведениях — на рассказе «Иуда Искариот», на романах «Сашка Жегулев» и «Дневник Сатаны».

Объясним причины нашего выбора. Под авторской неомифологией мы понимаем стремление писателя использовать хорошо известные мифологические образы или целостные мифологические истории для придания хорошо известному, классическому материалу совершенно новый, соответствующий современному моменту смысл. На наш взгляд, три избранных произведения указанному критерию полностью соответствуют. В «Иуде Искариоте» воспроизводятся евангельские события. Основные герои — Искариот, Иисус, Петр, Фома, Иоанн, Пилат. Основное сюжетное событие — распятие Иисуса после совершенного предательства, после суда во дворце Понтия Пилата. В «Сашке Жегулеве» действие происходит в современной Андрееву России. Все герои носят имена, соответствующие историческому моменту. Никакой фантастики на событийном уровне в этом произведении нет. Но, как предстоит убедиться, история гимназиста Погодина, ставшего разбойником Сашкой Жегулевым, рассматривается автором как цельная, завершенная мифологическая история о революции, в которой образы священной жертвы, страдания и распятия за мир более актуальны, чем историческая конкретика. В романе «Дневник Сатаны» (итоговом для Андреева произведении) миф о дьяволе, к которому писатель обращался довольно часто, приобретает законченный характер. При выборе андреевских текстов мы учитывали и характер неомифологии Булгакова. У обоих писателей есть Иуда Искариот, есть образ сатаны, пришедшего в мир для испытания человека. И Андреев, и Булгаков отдают предпочтение христианству как мифологической основе сюжета. «Мастер и Маргарита» — роман, посвященный осмыслению последствий русской революции в духовной и психологической сферах. «Сашка Жегулев» — роман о революции, которая еще не состоялась в истории, но уже возникла перед Леонидом Андреевым как некий мифологический факт жертвоприношения юноши. Он не может оставаться безучастным по отношению к творящемуся в России злу и берет на себя грех убийства — но не ради корыстных целей, а ради соответствия какому-то высокому идеалу. Одним словом, и в «Сашке Жегулеве», и в романе «Мастер и Маргарита» Христос — значимая фигура.