Вернуться к В.Е. Головчинер, Т.Л. Веснина. Комическое в пьесах М. Булгакова 1920-х годов

Литература

Адрианова-Перетц В.П. У истоков русской сатиры // Русская демократическая сатира XVII века. — М., 1977. — С. 107—142.

Аристотель. Поэтика. — М.: ГХИЛ, 1957. — 183 с.

Бабичева Ю.В. Комедия-пародия М. Булгакова «Багровый остров» // Жанры в историко-литературном процессе. — Вологда: ВГПИ, 1982. — С. 138152.

Бабичева Ю.В. Фантастическая дилогия М. Булгакова («Блаженство» и «Иван Васильевич») // М.А. Булгаков-драматург и художественная культура его времени. — М.: СТД РСФСР, 1988. — С. 125—139.

Бабичева Ю.В. Эволюция жанров русской драмы XIX — начала XX века. — Вологда: ВГПИ, 1982. — 128 с.

Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. — М.: Художественная литература, 1975. — 506 с.

Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Изд. 4-е. — М.: Советская Россия, 1979. — 320 с.

Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. — М.: Художественная литература, 1965. — 528 с.

Бачелис И.И. О «белых арапах» и «красных туземцах» // Молодая гвардия. — 1929. — № 1. — С. 105—111.

Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды // Белинский В.Г. Эстетика и литературная критика. В 2 т. — М.: ГИХЛ, 1959. С. 473—531.

Бердяева О.С. Драматургия Булгакова 20—30-х годов как ненаписанная проза — URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1197114030&archive=1197244339&start_from=&ucat=& (Дата обращения: 30.03.2019).

Березина Н.В. Хронотоп ранней прозы М.А. Булгакова. Лексический аспект: автореф. дис. ... канд. филол. наук. — СПб., 2006. — 20 с.

Больные вопросы советской печати. Выступления на дискуссии // Журналист. — 1926. — № 1. — С. 33—41.

Брехт Б. Театр. В 5 т. Т. 5/1, 5/2. — М.: Искусство, 1965.

Бройтман С.Н. Историческая поэтика: Учебное пособие. — М.: РГГУ, 2001. — 320 с.

Брызгалова Е.Н. Творчество сатириконовцев в литературной парадигме Серебряного века. — Тверь: Издатель Алексей Ушаков, 2006. — 260 с.

Булгаков М.А. Собрание сочинений: в 5 т. — М.: Художественная литература, 1989—1990. — Т. 1—5.

Булгаков М.А. Собр. соч.: в 10 т. М., 1995.

Булгаков М.А. Собрание сочинений: в 8 т. / сост., подготовка текстов, вступ. статья, коммент. В.И. Лосева. СПб.: Азбука — Аттикус, 2011.

Варнеке Б.В. История античного театра. — Одесса: Студия «Негоциант», 2003. — 280 с.

Веселовский А.Н. Историческая поэтика — М.: Высшая школа, 1993. — 327 с.

Веснина Т.Л., Головчинер В.Е. «Багровый остров» Михаила Булгакова: от фельетона к драме // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. — 2018. — № 2. — С. 188—194.

Веснина Т.Л. Балаганная выразительность в пьесе М. Булгакова «Дни Турбиных» // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. — 2018. — № 2. — С. 180—197.

Веснина Т.Л., Головчинер В.Е. Проблема границ островного сюжета в пьесе М. Булгакова «Багровый остров» // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. — 2014. — № 11. — С. 66—71.

Гаспаров Б.М. Из наблюдений над мотивной структурой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // «Даугава». — 1988. — № 10. — С. 96106; № 11. — С. 88—96; № 12. — С. 105—113; 1989. — № 1. — С. 78—91.

Головчинер В.Е., Русанова О.Н. Авторская модель художественного текста как синтез выразительных возможностей рода литературы // Вестник ТГПУ. — 2014. — № 7 (148). — С. 178—185.

Головчинер В.Е. «Багровый остров» М. Булгакова: в споре с В. Маяковским, в русле его исканий // Эпическая драма в русской литературе XX века. — Изд. 2-е, доп. и испр. — Томск, 2007. — С. 175—193.

Головчинер В.Е. Действие и конфликт как категории драмы // Томск, Вестник ТГПУ. — 2000. — Вып. 6 (22). — С. 66—71.

Головчинер В.Е. Комедийное, комическое, смеховое («Дни Турбиных» М. Булгакова, «Мандат» Н. Эрдмана) // Вестник ТГПУ. — 2011. — № 7 (109). — С. 7—15.

Головчинер В.Е. К проблеме понятия культурная модель. Системы и модели в литературоведении // Трансформация и функционирование культурных моделей в литературе: сб. науч. трудов. — Томск: Изд-во ТГПУ, 2008. — С. 3—12.

Головчинер В.Е. Неклассическая драма в русской литературе // Литература и театр. Материалы Международной научно-практической конференции. — Самара, 13—15 ноября 2006 г. — Самара: Самарский госуниверситет, 2006. — С. 46—60.

Головчинер В.Е. Проблема традиций в искусстве начала XX века (Архаика и авангард) // Современные образовательные стратегии и духовное развитие личности. Материалы Всероссийской научной конференции. Томск, 2728 марта 1996 г. — Томск: Изд-во ТГПУ, 1996. — Ч. III. — С. 38—41.

Головчинер В.Е. Функции комического в некомическом «Юбилейном» В. Маяковского, или «После смерти нам стоять почти что рядом: вы на Пе, ая на эМ...» // Вестник ТГПУ. — 2020. — Вып. 5 (211). — С. 164—173.

Головчинер В.Е. Функции протосюжета в русской драме XX века // Сибирский филологический журнал. — Новосибирск. — 2010. — № 1. — С. 12—18.

Головчинер В.Е. Эпическая драма в русской литературе XX века. — Изд. 2-е, доп. и испр. — Томск: Изд-во ТГПУ, 2007. — 320 с.

Головчинер В.Е. Эстетика примитива как направление поисков в русской литературе XX века // Русская литература XX—XXI веков: проблемы теории и методологии изучения. Материалы Международной научной конференции. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. — С. 16—20.

Гудкова В.В. Старинные маски в послереволюционном балагане // Маска и маскарад в русской культуре XVIII—XX веков. — М.: ГИИ. 2000. — С. 225—233.

Гудкова В.В. Старинные шуты в социалистическом сюжете. Официальный концепт советской истории и комические истории ранних пьес: образ «другого народа» // Новое литературное обозрение. — 2007. — № 3. — С. 151—178.

Гудкова В.В. Время и театр Михаила Булгакова. — М.: Советская Россия, 1988. — 127 с.

Гудкова В.В. Когда отшумели споры: булгаковедение последнего десятилетия // Новое литературное обозрение. — 2008. — № 3. С. 363—378.

Гуревич А.Я. К истории гротеска. О природе комического в «Старшей Эдде» // Известия АН СССР. Серия литература и язык. — 1976. — Т. 35, № 4. — С. 334—342.

Дживилегов А.К. Искусство итальянского возрождения: учебное пособие. — М.: ГИТИС, 2007. — 504 с.

Дубровская С.А. От «Арзамаса» до Гоголя: смеховое слово в пространстве русской литературы 1810-х — начала 1840-х гг. — Саранск: Изд-во Мордов. унта, 2018. — 252 с.

Ершов Л.Ф. Из истории советской сатиры. М. Зощенко и сатирическая проза 20—40-х годов. — Л.: Наука, 1973. — 155 с.

Ершов Л.Ф. Ранняя сатира Михаила Булгакова // Творчество Михаила Булгакова. Исследования. Материалы. Библиография. — Л., 1992. — Кн. 1. — С. 23—48.

Жиличева Г.А. Метафора балагана в нарративной структуре русских романов 1920—1930-х годов // Вестник ТГПУ. — 2011. — № 7 (109). — С. 65—69.

Жолковский А.К., Щеглов Ю.К. Работы по поэтике выразительности. — М.: Прогресс, Универс, 1996. — С. 22—23.

Журбина Е.И. Искусство фельетона. — М.: Худож. лит., 1965. — 288 с.

Журбина Е.И. Современный фельетон (опыт теории) // Печать и революция. — 1926. — № 7. — С. 18—35.

Заславский Д.И. Истоки и пути фельетона. — М.: Огонек, 1931. — 96 с.

Заславский Д.И. Фельетон в газете. Лекции. — М., 1952. — 28 с.

Заржецкий В.В. Традиции балагана в русской современной драматургии: автореф. дис. ... канд. филол. наук. — М., 2006. — 35 с.

Зыкун Н.И. Сатирические жанры журналистики: проблемы типологии // Вестн. Том. гос. ун-та. — 2015. — № 1. — С. 181—191.

Иванов Вяч. «Ревизор» Гоголя и комедии Аристофана. — URL: https://rvb.ru/ivanov/1_critical/1_brussels/vol4/01text/02papers/4_171.htm (Дата обращения: 15.12.20)

Исаев С.Г. Литературно-художественные маски: теория и поэтика. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. — 336 с.

Киселев Н.Н. Комедии М. Булгакова «Зойкина квартира» и «Багровый остров» // Тр. / Том. гос. ун-т. — 1974. — Т. 252, вып. 2: Проблемы метода и жанра. — С. 73—88.

Киселев Н.Н. М. Булгаков и В. Маяковский («Багровый остров» и «Баня») // Творчество Михаила Булгакова. — Томск, 1991. — С. 139—156.

Конечный А.М. Петербургские балаганщики // Петербургские балаганы. — СПб.: Гиперион, 2000. — 256 с.

Корконосенко С.Г. Основы журналистики. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 287 с.

Кривошейкина М.С. Жанр фельетона в журналистском творчестве М.А. Булгакова (период работы в газетах «Гудок» и «Накануне»): дис. ... канд. филол. наук: 10.00.10. — Тверь, 2004. — 163 с.

Кройчик Л.Е. Современный газетный фельетон. — Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1975. — 230 с.

Кузнецов П.В. Своеобразие фельетонистики 1920-х гг. в газете «Гудок»: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10. — М., 2011. — 161 с.

Купцова О.Н. Маска: лицо «другого» мира // Маска, кукла, человек: материалы лаборатории режиссеров и художников театра кукол. — М.: СТД РФ, 2004. — С. 5—15.

Купцова О.Н. Театр ярмарок и бульваров // Балаган: Материалы стенограмм лаборатории режиссеров и художников театров кукол. — М.: СТД РФ, 2002. — Ч. I. — С. 34—43.

Кургинян М.С. Драма // Теория литературы: основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. — М., 1964. — С. 238—382.

Кухта Е.А. Сатирический театр фельетонов М. Булгакова в «Гудке» // М.А. Булгаков-драматург и художественная культура его времени. — М., 1988. — С. 246—259.

Лихачев Д.С. Еще раз о точности литературоведения (заметки и соображения) // Русская литература. — 1981. — № 1. — С. 84—88.

Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя. — М.: Просвещение, 1982. — 225 с.

Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3 т. — Таллинн: Александра, 1992. — Т. 1—3.

М.А. Булгаков-драматург и художественная культура его времени. — М.: СТДРСФСР, 1988. — 496 с.

Манн Ю.В. Карнавал и его окрестности // Вопросы литературы. — 1995. — № 1. — С. 154—182.

Мейерхольд В.Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы: в 2 ч. — М.: Искусство, 1968. — Ч. 1—2.

Мелетинский Е.М. Женитьба в волшебной сказке (ее функция и место в сюжетной структуре). — URL: http://www.ru-skazki.ru/marriage-in-fairy-tale.html (Дата обращения: 09.09.2020).

Мелетинский Е.А. О происхождении литературно-мифологических литературных архетипов // Литературные архетипы и универсалии. — М.: РГГУ, 2001. — С. 73—149.

Милн Лесли. Творчество М.А. Булгакова в европейских традициях шутовства // Дискурс. — 1998. — № 7. — С. 55—59.

Мильдон В.И. Балаган в литературе (введение в философию балагана) // Балаган. Часть 1. — М.: СТД РФ, 2002. — С. 75—83.

Миронова М.А. Театральная критика 1920-х годов: рецепция пьес Н. Эрдмана «Мандат» и М. Булгакова «Дни Турбиных»: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01, 10.01.10. — М., 2006. — 242 с.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Публикации на страницах театральных журналов, альманахов, сборников, 1925—2001: аннотиров. библиогр. указ. — М.: Рос. гос. б-ка по искусству, 2008. — 216 с.

Михаил Булгаков, его время и мы / под ред. Г. Пшебинды, Я. Свежего. — Краков: Scriptum, 2012. — 921 с. — (Seria: Barwy Rusi; Т. 2).

Мягков Б.С. Фельетоны М. Булгакова: их герои и прототипы (На примерах последних театральных фельетонов писателя) // Возвращенные имена русской литературы: аспекты поэтики, эстетики, философии. — Самара, 1994. — С. 10—24.

На пути к Булгакову // Творчество Михаила Булгакова: сб. ст. — Томск, 1991. — С. 4.

Неводов Ю.Б. В. Маяковский и М. Булгаков (спор о драме и уроки полемики) // Литературные традиции в поэтике Михаила Булгакова: межвуз. сб. науч. тр. — Куйбышев, 1990. — С. 30—43.

Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища, конец XVIII — нач. XX в. 2-е изд., доп. — Л.: Искусство: Ленингр. отд., 1988. — 213 с.

Нинов А.А. Легенда «Багрового острова». Документально-исторический очерк о М. Булгакове // Нева. — 1989. — № 5. — С. 171—192.

Нинов А.А. Михаил Булгаков и театральное движение 1920-х годов // Булгаков М.А. Пьесы 20-х годов. — Л., 1989. — С. 4—32.

Новиков В.В. Михаил Булгаков — художник. — М.: Моск. рабочий, 1996. — 357 с.

Новицкий П.И. «Багровый остров» М. Булгакова // Репертуарный бюл. — 1928. — № 12. — С. 10.

Нович И.С. Дерево современной литературы // На литературном посту. — 1926. — № 3. — С. 24—26.

Нусинов И.М. Путь Булгакова // Печать и революция. — 1929. — № 4. — С. 40—53.

Орлова Е.И. Автор — Рассказчик — Герой в фельетонах М.А. Булгакова 20х годов // Науч. докл. высш. шк. Филол. науки. — 1981. — № 6. — С. 23—27.

Петербургские балаганы. — СПб.: Гиперион, 2000. — 255 с.

Петров В.Б. Пьеса М.А. Булгакова «Багровый остров» (к проблеме традиций и новаторства) // Литературные традиции в поэтике Михаила Булгакова: межвуз. сб. науч. тр. — Куйбышев, 1990. — С. 30—43.

Петров В.Б. Типологические сходства в комедиях В. Маяковского и М. Булгакова двадцатых годов // Поэтика советской литературы двадцатых годов: межвуз. сб. науч. тр. — Куйбышев, 1989. — С. 98—111.

Петровский М.С. Михаил Булгаков и Владимир Маяковский // М.А. Булгаков-драматург и художественная культура его времени. — М., 1988. — С. 369391.

Пикель Р. «Бег» от кого и куда // Жизнь искусства. — 1928. — № 52. — С. 9.

Примитив и его место в художественной культуре Нового и Новейшего времени. — М.: Наука, 1983. — 207 с.

Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки. — М.: Лабиринт, 1998. — 512 с.

Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. Ритуальный смех в фольклоре (по поводу сказки о Несмеяне). — М.: Лабиринт, 1999. — 288 с.

Прохорова И.Д. Зарождение фельетона в России: многозначность понятия, перипетии и пути // МедиаАльманах. — 2007. — № 4. — С. 62—69.

Росницкая О.Б. Карнавальные и романтические традиции в пьесах М.А. Булгакова «Бег», «Зойкина квартира», «Дни Турбиных» // Рациональное и эмоциональное в литературе и фольклоре: сб. ст. — Волгоград, 2001. — С. 152156.

Рудницкий К.Л. Михаил Булгаков // Вопросы театра: сб. ст. и материалов. — М., 1966. — С. 67—137.

Русанова О.Н. Культурные модели в русской литературе и их воплощения в авторском тексте // Вестник ТГПУ. — 2008. — Вып. 2 (76). — С. 103—105.

Русанова О.Н. Мотивный комплекс как способ эпизации эпической драмы (на материале пьес Е. Шварца «Тень» и «Дракон»): автореф. дис. ... канд. филол. наук. — Новосибирск, 2006. — 22 с.

Смелянский А.М. Драмы и театр Михаила Булгакова // Булгаков М.А. Собрание сочинений: в 5 т. — М., 1990. — Т. 3. — С. 573—609.

Смелянский А.М. Михаил Булгаков и Художественный театр. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Искусство, 1989. — 432 с.

Смелянский А.М. Уход // Театр. — 1998. — № 2. — С. 88—115.

Соколов Б.В. Булгаковская энциклопедия. — М.: ЛОКИД-МИФ, 1996. — С. 28—33.

Старых А.В. Становление фельетона в русской провинциальной частной газете: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10. — Оренбург, 2010. — 168 с.

Стеблин-Каменский М.И. Апология смеха // Известия РАН СССР: серия литературы и языка. — М., 1978. — Т. 37, № 2. — С. 149—156.

Таиров А.Я. Багровый остров (Беседа с А. Таировым) // Жизнь искусства. — 1928. — № 49. — С. 14.

Тамарченко Н.Д. Методологические проблемы теории рода и жанра в поэтике XX века // Известия АН. Серия языка и литературы. — М., 2001. — Т. 60, № 6. — С. 3—13.

Теория литературы: в 4 т. — М.: ИМЛИ РАН, 2003. — Т. 3: Роды и жанры (основные проблемы развития в историческом освещении). — 592 с.

Толутанова Ю.Н. Советская сатирическая публицистика М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова двадцатых — первой половины тридцатых годов: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10. — М., 2005. — 26 с.

Трухачёв Е.В. Повествовательное и драматическое в творчестве М.А. Булгакова: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. — Саратов, 2012. — 18 с.

Туркельтауб И. «Багровый остров» в Московском Камерном театре // Жизнь искусства. — 1928. — № 52. — С. 10—11.

Туркельтауб И. Режиссер и драматург // Жизнь искусства. — 1928. — № 51. — С. 11.

Тынянов Ю.Н. Литературная эволюция: избранные труды — М.: Аграф, 2002. — 495 с.

Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. — М.: Наука, 1977. — 574 с.

Тынянов Ю.Н., Казанский Б.В. От редакции // Фельетон. Вопросы современной литературы: сб. ст. — Л.: ACADEMIA, 1927. — С. 3—8.

Уварова И.П. Мистификация как явление культуры // Миф и мистификация: материалы стенограмм лаборатории режиссеров и художников театров кукол под руководством И. Уваровой. — М.: СТД РФ, 2000. — С. 3—9.

Уварова И.П. Традиции старинного театра и русские сценические искания начала 20 века: дис. ... канд. иск-я. — М., 1980. — 166 с.

Уварова И.П. Всемирный океан // Балаган: материалы стенограмм лаборатории режиссеров и художников театров кукол под руководством И. Уваровой. — М.: СТД РФ, 2002. — Ч. 1. — С. 6—9.

Файман Г.С. «Булгаковщина» // Театр. — 1991. — № 12. — С. 82—86.

Файман Г.С. Местный литератор — Михаил Булгакова (Владикавказ 19201921 гг.) // М.А. Булгаков-драматург и художественная культура его времени. — М., 1988. — С. 209—224.

Фельетон // Вопросы современной литературы: сб. ст. — Л.: ACADEMIA, 1927. — 96 с.

Фрейденберг О.М. Комическое до комедии // Миф и театр. Лекции. — М.: ЕИТИС, 1988. — С. 74—128.

Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. — М.: Восточная литература, РАН, 1998. — 800 с.

Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. — М.: Лабиринт, 1997. — 448 с.

Хализев В.Е. Драма как род литературы. — М.: Изд-во МГУ, 1986. — 260 с.

Хатямова М.А. Метатекстовая организация пьес М.А. Булгакова: к проблеме условности в драме // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. — 2014. — № 11. — С. 60—64.

Чудакова М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова. — 2-е изд., доп. — М.: Книга, 1988. — 672 с.

Чудакова М.О. Некоторые проблемы источниковедения и рецепции пьес Булгакова о гражданской войне // М.А. Булгаков-драматург и художественная культура его времени. — М., 1988. — С. 96—124.

Шевченко Е.С. Эстетика балагана в русской драматургии 1900—1930-х: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. — Самара, 2010. — С. 40.

Шевченко Е.С. Эстетика балагана в русской драматургии 1900-х — 1930-х годов. — Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2010. — 484 с.

Щеглов Ю.К. Проза. Поэзия. Поэтика. — М.: Новое литературное обозрение, 2012. — 417 с.

Эйзенштейн С.М. Монтаж аттракционов // Эйзенштейн С.М. Избранные произведения: в 6 т. — М.: Искусство, 1964. — Т. 2. — С. 270—273.

Яблоков Е.А. «Они сошлись...» // Михаил Булгаков. Владимир Маяковский: диалог сатириков. — М., 1994. — С. 5—56.

Яновская Л.М. Творческий путь Михаила Булгакова. — М.: Просвещение, 1983. — 320 с.

Ярхо В.Н. Аристофан. — М.: ГИХЛ, 1954. — 136 с.