Вернуться к Ю.Д. Коваленко. Когнитивная категория художественного пространства и её репрезентация в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия»

Выводы

1. Геометрическое (абстрактное) пространство — свободное от человеческого присутствия — является достоянием философии, точных и естественных наук. Такое пространство рассматривается в единстве со временем. Пространство и время неразрывно связаны между собой и выступают всеобщими формами бытия материи.

Изучение пространства и времени началось в древности древнегреческими атомистами (Демокрит, Эпикур, Лукреций, Аристотель), идеи которых были развиты в эпоху формирования современного естествознания Ньютоном и Лейбницем (17—18 вв.). Коренное преобразование представлений о главнейших атрибутах материи произошло в начале 20 в. в результате создания теории относительности Эйнштейном, развившим идею о едином и неразделимом пространстве-времени. Если реальное физическое пространство трехмерно, то в теории относительности была сформулирована мысль о четырехмерном пространстве, где роль четвертой координаты играет время. Физические концепции пространства-времени продолжают развиваться в середине 20 в. в отечественной и зарубежной литературе.

Суть физико-философских концепций пространства-времени можно экстраполировать на иной уровень рассмотрения проблемы — для иной моделируемой системы, например для системы языка, где время будет рассматриваться как одна из составляющих многомерного пространства текста.

2. В философии и науке предпринимались многочисленные попытки типологизировать пространственные отношения, что отражает идею существования языкового пространства как особого типа. При этом границы понятия языковое пространство размыты: оно одновременно обозначает и объективное пространство, отраженное в языке, и всё пространство самого языка как умозрительной сущности.

3. Особой реализацией языкового пространства является художественное пространство текста, которое совмещает в себе свойства физического пространства и семиотического. Художественное пространство представляет собой модель в первую очередь реального пространства, а также модели, построенные на основе иных, внепространственных отношений (временных, социальных, этических и т. п.). В главе осуществлен обзор классификаций художественного пространства (классификация семиотической школы Ю.М. Лотмана, классификация И.Я. Чернухиной, концепция Е.И. Дибровой).

Таким образом, содержание и объем понятия пространство может варьироваться в зависимости от цепей и предмета исследования, что обусловлено имманентной особенностью пространства становиться абстрактным понятием, используемым для разных типов художественного моделирования.