Философское понятие пространства — это совокупность научно-философских представлений, отражающих наиболее существенные свойства и отношения предметов, явлений объективного мира, как то: непрерывность, протяженность, ограниченность, направленность, трехмерность и др. характеристики, предполагающая множество различных подходов и соответствующие им метаязыки.
Текстовое пространство — это исследовательский конструкт, предполагающий анализ различных уровней языка произведения, способствующий выявлению «глубинных» смыслов. Текстовое пространство представлено тремя основными видами: графическим, денотативным и семантическим.
Концептуальное пространство — это художественное пространство, рассмотренное в когнитивном аспекте. Концептуальное пространство является реализацией семантического потенциала, заложенного в языке художественного произведения автором и выявляемого читателем.
Когнитивная категория художественного пространства — обязательная составляющая любого художественного произведения, вторичная моделирующая система, репрезентируемая в художественном тексте посредством концептов (концептуальных схем), отражающих эстетически преобразованное автором представление о пространстве.
Концепт художественного текста — это иерархизованная совокупность смыслов, воплощенная в художественном тексте и содержащая эстетически преобразованные автором представления о мире.
Концептуальные смыслы — «элементарные» смыслы, которые посредством определенных критериев репрезентируют концепты (концептуальные схемы) и, как следствие, когнитивную категорию художественного пространства.
Репрезентация пространства — это система концептуальных смыслов, воплощенная в художественном тексте и отражающая различные аспекты авторского понимания и представления пространства.
Критерий репрезентации пространства — методологически вспомогательное понятие — угол зрения на пространство как когнитивную категорию, аспект понимания и представления пространства. Посредством критериев объединены «элементарные» смыслы, через сетку которых репрезентируется пространство. Каждый из выделенных критериев предполагает свою систему концептуальных смыслов.
Физический критерий репрезентации пространства — аспект представления пространства как объективной бытийной категории, в соответствии с которым анализируются концептуальные смыслы, отражающие физические характеристики пространства, — предметность, протяженность, ограниченность и др.
Психологический критерий репрезентации пространства — аспект представления пространства как вторичной моделирующей системы, в соответствии с которым анализируются концептуальные смыслы, отражающие психологически, ментально значимые для автора характеристики пространства.
Эстетический критерий репрезентации пространства — аспект представления пространства как вторичной моделирующей системы, в соответствии с которым анализируются концептуальные смыслы, отражающие эстетически оцениваемые автором характеристики пространства.
Концептуальная схема «Дом — Город — Вселенная» — базовая, инвариантная структура концептуального пространства, формирующая в исследуемом романе когнитивную категорию художественного пространства и репрезентируемая посредством сетки концептуальных смыслов.
Протодом — вариантное воплощение концепта «Дом», формирующее усложненную структуру концептуального пространства исследуемого текста и обладающее рядом периферийных признаков, дополнительных для характеристики инварианта.
Антидом — вариантное воплощение концепта «Дом», формирующее усложненную структуру концептуального пространства исследуемого текста и отличающееся рядом периферийных признаков, оппозитивных для характеристики инварианта.
Трансформация пространства — пространственные изменения: растяжение, сжатие, деформация, — происходящие в ситуациях перехода от одного концепта к другому в концептуальной схеме «Дом — Город — Вселенная».
Метаморфоза пространственная — частотный способ репрезентации трансформированного пространства — это переход (скачок), превращение предмета из одной пространственной формы в качественно иную. Метаморфоза в романе характеризуется реальным и/или воображаемым изменением деталей преимущественно внешнего облика персонажей.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |