Проводя констатирующий эксперимент, мы ставили следующие цели:
1. Определить мотивацию выбора учениками 11 класса произведений М. Булгакова для изучения.
2. Выявить уровень литературного развития школьников.
3. Выявить уровень первичного восприятия романа «Мастер и Маргарита».
Старшеклассникам были предложены следующие вопросы:
1. Какие произведения М. Булгакова вы хотели бы изучать на уроках литературы?
2. Считаете ли Вы необходимым и интересным изучение романа «Мастер и Маргарита»?
3. Почему для анализа Вы выбрали именно это произведение?
4. Каково соотношение реального и фантастического в романе «Мастер и Маргарита»?
5. Какую роль в художественном целом романа Булгакова «Мастер и Маргарита» играют традиции Н.В. Гоголя, Салтыкова-Щедрина и других русских писателей?
6. Какие книги Вы вспоминали, когда читали роман «Мастер и Маргарита?»
7. Роман «Мастер и Маргарита» — это книга о...
Анкетирование проводилось в средний школах города Москвы № № 27, 1289, 171, школе № 3 г. Одинцово Московской области.
Литературное развитие связано с общим умственным развитием и является процессом развития способности к непосредственному восприятию искусства слова. Проблемам формирования читателя, повышению уровня литературного развития школьников посвящена монография Н.Д. Молдавской «Литературное развитие школьников в процессе обучения». В числе критериев литературного развития автор называет «начитанность», или читательский опыт, эстетический идеал и художественный вкус. Автор убеждена, что для обеспечения литературного развития в процессе обучения надо развивать у учащихся наблюдательность, воссоздающее воображение, способность к сопереживанию, эмоциональную и образную память, чувство поэтического слова, формировать у них эстетическое отношение к литературному произведению. А для этого учащимся необходимы теоретические знания, помогающие анализировать и оценивать читаемое. Немаловажным фактором в развитии читателя Н.Д. Молдавская считает понимание сущности литературной формы, понимание условности литературы. При проведении анкетирования мы брали за основу критерии, сформулированные Н.Д. Молдавской.
Для анализа проведенного эксперимента мы выделили следующие критерии литературного развития и восприятия: видение авторской позиции в тексте, выделение традиционных образов и тем, осмысление роли художественной детали, видение особенностей стиля писателя, выделение нравственно-философской проблематики, понимание жанрового своеобразия произведения.
Эти вышеназванные умения связаны с читательской деятельностью школьников. В методике преподавания литературы — это «умения, формируемые на уроках литературы, связанные с восприятием художественного произведения (читательские — в узком понимании), и более сложные умения, формируемые в связи с углубленным анализом и оценкой произведения (читательские в широком смысле), являются, по существу, специальными, которые не формируются при изучении какого-либо другого учебного предмета в школе» (142, с. 53).
Констатирующий эксперимент
Анкетирование показало, что 156 человек из 240 опрошенных читали роман «Мастер и Маргарита». Это показатель особенного интереса к роману.
В ходе опроса выяснилось, что учащиеся 11 классов знают целый ряд произведений М. Булгакова: «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия», «Роковые яйца», «Адам и Ева», «Дьяволиада», «Дни Турбиных», «Багровый остров».
Вместе с тем к произведениям Булгакова 30 человек отнесли роман Фадеева «Молодая гвардия», а 12 человек отнесли пьесу Лопе де Вега «Собака на сене».
Анкетирование позволило определить произведения, которые ученики хотели бы изучать на уроках литературы:
«Мастер и Маргарита» — 180 человек;
«Собачье сердце» — 100 человек;
«Белая гвардия» — 82 человека;
«Роковые яйца» — 54 человека.
Следует отметить, что 47 человек из 180 опрошенных не читали роман «Мастер и Маргарита», но хотели бы прочитать.
В констатирующий эксперимент были включены такие формы работы, как беседы с учителями и учащимися, ответы учащихся на вопросы, выполнение письменных заданий по анализу отдельных эпизодов.
В процессе беседы с учителями ставилась задача выяснить, имеют ли учителя практическую и теоретическую базу для преподавания произведений М. Булгакова, владеют ли методикой анализа романа «Мастер и Маргарита», как они относятся к данной методической проблеме.
Ответы учителей показали, что они проявляют устойчивый интерес к проблеме изучения романа «Мастер и Маргарита» на уроках литературы, но для ее решения не хватает методических знаний, учителя считают, что количество методических рекомендаций и пособий по роману недостаточно для решения данной методической проблемы.
Ниже проводятся наиболее характерные ответы учащихся на вопросы анкеты. Вопросы выявляют знания учащихся о Булгакове и его произведениях, проверяют способность увидеть на основе уже изученных произведений традиционность тем и образов, приемов художественного изображения в романе «Мастер и Маргарита».
Почему Вы выбрали для изучения роман «Мастер и Маргарита»?
Дмитрий О. Школа № 1289: «Роман «Мастер и Маргарита» — это наша история, Булгаков изображает советский период истории России. Поэтому я хотел бы подробно изучить роман».
Елена Б. Школа № 3: «Роман «Мастер и Маргарита» — это красивая история любви, поэтому я хотела бы изучать это произведение на уроках литературы».
Люба Ч.: «Мастер и Маргарита» — самый фантастический роман Булгакова, поэтому мне хочется его изучать на уроках.»
Дмитрий К.: «В романе действуют фантастические персонажи, которые колдуют как в сказках, поэтому мне нравится этот роман».
Яна Б.: «Это роман о забавных приключениях дьявольской шайки в Москве, мне нравится занимательный сюжет романа, поэтому мне хотелось изучать его на уроках».
Какую роль в художественном целом романа играет фантастика?
Екатерина Г. Школа № 3: «В романе «Мастер и Маргарита» Булгаков через фантастику дает поучительную картину сложнейшей механики текущей жизни, вечной борьбы в ней сил созидания и разложения».
Светлана А.: «В этом романе все нереально».
Елена С.: «Таким образом автор наиболее ярко и интересно для читателей передает современную действительность».
Игорь С.: «Благодаря фантастике произведение становится более зрелищным и красивым».
Иван Р.: «На фантастике построен весь роман».
При этом роль фантастики в романе определили как «огромную», «важную», «значительную», «одну из главных» соответственно 32, 12, 10, и 6 человек из числа опрошенных.
Какую роль в художественном целом романе играют традиции Гоголя, Салтыкова-Щедрина и других русских писателей?
Дмитрий О.: «Как Салтыков-Щедрин. Булгаков использует иносказательную форму для разоблачения чиновников, руководителей разных марок».
Антон Г.: «Как Гоголь и Салтыков-Щедрин, использует нереальных героев».
Екатерина Ж.: «В романе, как в произведениях Гоголя, главными героями являются черти, ведьмы, говорящие коты».
Татьяна Л.: «Традиционным для этих писателей являлось изобличение власти, коренных недостатков правления. Именно это и повлияло на М. Булгакова».
Роман А.: «Сочетание мистики и реальности, как у Гоголя».
Дарья К.: «Фантастический мир, созданный Булгаковым в «Мастере и Маргарите», напоминает мир гоголевских героев в «Вечерах на хуторе близ Диканьки».
Ольга М.: «Роман написан в духе сказок Салтыкова-Щедрина».
Отвечая на вопрос о целесообразности изучения романа «Мастер и Маргарита» на уроках литературы, старшеклассники были единодушны в признании его необходимым, причем в течении 3-х лет мнение учащихся не изменилось.
Мотивация выбора для изучения романа «Мастер и Маргарита» следующая:
1. Необычность романа для русской литературы. 97 учащихся из 240 опрошенных отметили, что такого романа, как «Мастер и Маргарита» в русской литературе не было.
2. Средство самообразования (не читали произведения Булгакова 34 опрошенных).
3. Желание приобщиться к культурному наследию. 240 учащийся из 180 опрошенных.
4. Стремление к получению эмоциональных переживаний. 42 учащихся из 240 опрошенных (учащиеся отмечают особенный интерес к теме любви в романе, к образам мастера и Маргариты).
5. Желание узнать о жизни Москвы в 30-е годы. 50 из 240 опрошенных.
Анкетирование показало, что среди книг, которые приходят на память при чтении романа «Мастер и Маргарита», ребята называют: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Майская ночь», «Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголя, «Фауст» Гете, «Сцены из Фауста» А.С. Пушкина, евангельский миф о Христе, «Эликсиры Сатаны» Гофмана. На основании проведенного опроса делаем вывод о том, что литературные ассоциации сразу же включаются в аппарат восприятия учащихся, поэтому ведущим направлением анализа романа «Мастер и Маргарита» станет ориентация на художественные традиции.
Включение произведения в «диалог культур» позволяет выделить традиционные темы и образы в произведении и на этой основе выявить то новое, что заключено в художественном мире произведения.
Вопрос о традициях Гоголя и Салтыкова-Щедрина вызвал наибольшее затруднение. Ребята отмечают в романе «Мастер и Маргарита» характерное для этих писателей «изобличение власти, коренных недостатков правления, а также использование «гоголевских» персонажей: чертей, бесов». Анализ устных и письменных работ, выполненных учащимися, позволяет сделать следующие выводы: изучение тем и разделов курса литературы нередко носит замкнутый характер, логические связи между отдельными темами устанавливаются слабо, на уроках недостаточно отражается «сквозной» характер ведущих концепций и тем, которые должны интегрировать все разделы. Поэтому учащиеся затрудняются в выделении традиционных для литературы тем и образов, не все могут определить роль фантастики в романе, выделить приемы сатирического изображения, затрудняются в определении авторской позиции в романе, его нравственно-философской проблематики.
Анкетирование проводилось примерно в одинаковых по уровню общего развития классах. Всего в анкетировании принимало участие 240 человек.
Опрос показал, что в классных коллективах занимаются ученики с разными уровнями литературного развития и восприятия текста.
I группа (низкий уровень) — 35%. Знания биографии М. Булгакова поверхностны. Могут назвать 1—2 произведения писателя. Для учащихся данной группы характерно событийно-сюжетное восприятие романа «Мастер и Маргарита». Видят в романе занимательный, развлекательный сюжет. Анализируют текст, оценивают героев, сопоставляют материал на содержательном уровне. Применяют полученные знания на уровне воспроизведения. Нуждаются в помощи учителя, непосредственном контроле в процессе выполнения заданий. Затрудняются в определении авторской позиции, выделении традиционных тем и образов, не видят традиций романтизма в романе, своеобразия «булгаковской дьяволиады» и поэтики фантастического в романе. Формулируют выводы, копируя материал учебников или лекций учителя.
II группа (средний уровень) — 55%. Биографические сведения в основном ограничиваются последними годами жизни писателя. Называют 3—4 произведения М. Булгакова. Учащиеся данной группы видят сюжетно-композиционные особенности произведения, нравственную проблематику романа. Но в восприятии отсутствует целостность. Нуждаются в предварительной подготовке со стороны учителя. Затрудняются в определении авторской позиции, не всегда внимательны к роли «художественной детали» в тексте произведения, не видят спрятанной в подтексте, иронии автора, испытывают трудности в выделении традиционных приемов сатирического изображения, традиций романтизма, испытывают трудности в оценке всего произведения.
III группа (высокий уровень) — 10%. Знают основные факты биографии писателя. Называют 5—6 произведений. Для учащихся данной группы характерно восприятие нравственно-философской проблематики романа, осознание его роли в историко-литературном процессе. Они систематизируют и обобщают материал, формулируют и обосновывают выводы. Выявляют авторскую позицию, определяют способы ее выражения. Уделяют внимание художественной детали, выделяют традиционные темы и образы, «гоголевские реминисценции». Умеют сравнивать и сопоставлять материал на идейно-тематическом уровне.
В процессе анализа полученных данных мы отметили, что большинством опрошенных одиннадцатиклассников 1-ой и 2-ой групп роман воспринимается на сюжетном уровне, самостоятельная оценка сводится в основном к пересказу содержания, учащиеся затрудняются в определении авторской позиции в романе, не все видят традиции романтизма, не могут выделить традиционные темы и образы, затрудняются в определении роли мифологических персонажей, не выделяют приемы сатирического изображения. Поэтому мы уделяем особое внимание при анализе литературным традициям, нашедшим отражение в романе, лексике произведения, роли художественной детали, авторской концепции.
Изучение восприятия романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» учащимися 11 классов позволило нам создать систему уроков, в основу которых положена ориентация на художественные традиции и новаторство.
Создание практической модели изучения романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» непосредственно опирается на результаты анализа современного состояния преподавания романа «Мастер и Маргарита» в школе (программы, учебные пособия, методические исследования и рекомендации) и данные констатирующего эксперимента. На основе данных констатирующего эксперимента мы определили задачи, которые решались при обучающем эксперименте:
1. Разработать методическую систему изучения романа М.А. Булгакова с ориентацией на художественные традиции и новаторство.
2. Дать учащимся такой объем знаний, который обеспечит понимание нравственно-философской проблематики романа, полноценное его восприятие и осознание его роли в историко-литературном процессе.
Обучающий эксперимент.
Мы приступили к обучающему эксперименту с целью проверки результативности методической концепции изучения романа «Мастер и Маргарита», в основе которой лежит обращение на уроках по роману к художественным традициям русской и мировой литературы, нашедших свое отражение в произведении и на этой основе уяснение новаторства романа, что обеспечит целостность восприятия в структурной зависимости его частей и целого. В основе методической концепции анализа романа были выделены следующие основополагающие моменты:
1. Обращение на уроках к художественным традициям русской и мировой литературы, позволяющее рассматривать его в контексте литературного процесса эпохи;
2. Особое внимание к художественному своеобразию произведения;
3. Углубленный анализ стиля романа.
Поисковый эксперимент позволил нам выделить этапы работы над романом: урок — формирование представления о личности и философско-эстетических взглядах писателя, урок — освоение композиционных и жанрово-тематических особенностей романа, уроки анализа романа с ориентацией на художественные традиции, обобщающий урок.
Поисковый эксперимент позволил определить задачи уроков по изучению романа «Мастер и Маргарита». Эти задачи следующие:
— научить постигать авторский замысел через образную систему литературного произведения;
— готовить к целостному восприятию прочитанного — от медленного чтения — через «понятийное содержание» (О.И. Никифорова) воссозданных образов — к идейному смыслу всего произведения;
— научить видеть традиционные для художественной литературы темы, проблемы, образы;
— научить видеть новаторство писателя;
— подготовить читателя-исследователя, интерпретатора текста художественного произведения.
Таблица 1. Этапы работы над романом.
Этапы работы | Назначение уроков | Приемы работы над текстом | Виды деятельности учащихся | Формирование восприятия |
Лекция учителя о жизни и творчестве М. Булгакова | формирование представления учащихся о личности и философско-эстетических взглядах писателя | — лекция
— чтение и комментирование текста романа, высказываний литературоведов о романе |
составление конспекта лекций в тетради, сообщения учащихся | — установка на восприятие через знакомство с биографией писателя
— мотивированность направлений анализа |
Урок — освоения композиционных и жанрово-тематических особенностей романа | — показать логику построения произведения
— научить рассматривать произведение в анализе и синтезе его компонентов развивать умение самостоятельно анализировать текст |
— беседа
— чтение и комментирование текста — работа по вопросам и карточкам |
— беседа
— составление комментария выполнение индивидуальных заданий — составление схемы анализа композиции романа |
через определение композиционной структуры и конфликта произведения к осознанию взаимосвязей его частей и целого |
Урок — образец анализа романа с ориентацией на художественные традиции | — показать логику анализа
— научить выделять традиционные темы и образы, видеть авторскую позицию |
— лекция
— беседа — вопросы, направляющие анализ |
— беседа
— ответы на вопросы сравнительный анализ эпизодов образов — выделение традиционных тем и образов — запись конспекта урока в тетрадь — доклады и сообщения |
через ориентацию на художественные традиции углубить понимание своеобразия творческой манеры писателя, глубины авторского замысла, обобщенного смысла событий |
Обобщающий урок — коллективный анализ текста | учить видеть особенности авторской манеры в произведении, развивать умение самостоятельно анализировать текст, определять роль детали в тексте, делать выводы и аргументировать их, подтверждать прим. из текста видеть взаимосвязь романа с историко-литературным и мировым культурным процессом | беседа по вопросам, групповые и индивидуальные задания | беседа, анализ текста ответы на вопросы | через определение авторской позиции, особенностей стиля писателя, способов выражения идеи произведения к целостности восприятия |
Уже с первых страниц анализа романа «Мастер и Маргарита», учитель намечает ведущую линию в разборе произведения — ориентацию на художественные традиции русской литературы, показывает ход анализа, акцентирует внимание учащихся на особенностях творческой манеры писателя, комментирует текст.
Как показал обучающий эксперимент, наиболее эффективным является урок-лекция с элементами беседы, на котором преподавателем дается эталон анализа текста художественного произведения. Логика анализа, ориентированная на традиции и новаторство, «включает» роман в историко-литературный контекст, формирует целостное представление о романе и историко-литературном процессе, углубляет читательское восприятие, приобщает учеников к шедеврам русской и мировой культуры.
То есть, используя лекцию как репродуктивный прием, для которого характерна руководящая роль учителя как организатора, в процессе общения с учениками преподаватель ориентирует учащихся на восприятие романа в контексте литературных традиций.
Коллективная работа учащихся и учителя над текстом романа «Мастер и Маргарита» — это этап «соприкосновения учащихся с текстом» (Н.А. Демидова), позволяющий увидеть текст крупным планом. Задача этого этапа — «проникновение «внутрь» текста» (Н.А. Демидова) — выявление приемов раскрытия образов, роли художественной детали, особенностей языка, композиции.
Обучающий анализ художественного текста развертывает связи и ассоциации, существующие в романе «Мастер и Маргарита». Анализ опорных эпизодов, сцен и образов с ориентацией на мифологические, фольклорные, литературные традиции обогащает восприятие произведения, формирует его целостность. Таким образом, целостность восприятия формируется в соответствии с этапами изучения романа при учете следующих условий:
1. В 11 классе ведущей психической деятельностью становится самопознание, поэтому на уроках литературы целесообразно развивать естественный интерес старшеклассников к проблемам исторических, эстетических связей искусства и жизни.
2. Задания на формирование читательского восприятия старшеклассников ориентированы на исследование взаимосвязей романа «Мастер и Маргарита» с историко-литературным и мировым культурным процессом. Показателями уровня восприятия романа; могут стать самостоятельно выполненные исследовательские работы в форме докладов и рефератов, составления словарей, историко-культурных комментариев к историческим и московским главам романа.
3. Анализа художественной формы романа и его содержания с учетом рассмотрения композиции художественного произведения, специфики его жанра, системы образов в их взаимосвязи и развитии, соотношения художественных деталей, поэтики, характера повествования, роли повествователя.
4. Рассмотрения изобразительно-стилистических доминант текста и системы речевых изобразительных средств языка, посредством которых выражается идейно-эстетическое содержание произведения и его конструктивное своеобразие.
Реализация эксперимента осуществлялась в одиннадцатых классах средней школы г. Москвы № 227, 1289, 171 и средней школы № 3 г. Одинцово Московской области.
Нами был проведен двухуровневый эксперимент.
Начальный — до изучения романа. Был проведен констатирующий эксперимент, выявивший реальный уровень литературного развития и восприятия романа школьниками.
Итоговый — после изучения романа (анализ письменных работ учащихся). Срез показал изменения в восприятии романа под влиянием анализа. Работ высокого уровня в экспериментальных классах оказалось 51,8% среднего уровня — 46,5%; низкого уровня — 13,9%.
Итоговые письменные работы подтвердили, что ученики в процессе чтения и анализа произведения, эпилога романа многое восприняли глубоко и правильно.
Результаты экспериментального обучения оцениваются нами как положительные. Это подтверждается ходом урочных бесед, положительными отзывами учителей, работающих по нашей методике, положительными результатами учеников, объемом полученных ими знаний и их положительной реакцией на процесс обучения. Зафиксированные в работе устные и письменные ответы учащихся отмечают продвижение учеников в литературном развитии. Учащиеся в ходе экспериментального обучения подробно познакомились с биографией Булгакова, его философско-эстетическими взглядами, совершенствовали умение видеть композиционное строение произведения, приобрели умение видеть и выделять традиционные темы и образы русской и мировой литературы, осознали особенности поэтики писателя.
Задания и вопросы побуждали учащихся искать, открывать новое в уже изученных произведениях, исследовать текст романа «Мастер и Маргарита», применять знания в новой ситуации, формулировать проблемы, которые решали вместе с одноклассниками и самостоятельно.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |