Одним из перспективных направлений современного литературного образования в школе является включение процесса обучения в широкий контекст мировой и отечественной культуры. В связи с этим перед методикой встала серьезная проблема, требующая поиска средств осуществления взаимодействия литературного материала внутри курса. Основой такого взаимодействия на современном этапе становится осмысление духовного богатства, накопленного веками. Речь идет о гуманизации современного этапа литературного образования, его ориентации на традиционную художественно-философскую проблематику. Литературоведы и эстетики Ю.А. Андреев, М.М. Бахтин, Б.И. Бурсов, А.С. Бушмин, Д.С. Лихачев, П.В. Палиевский обращаются в своих исследованиях к категории общечеловеческого в художественной литературе.
Общечеловеческий подход к оценке литературных явлений и фактов позволяет включить произведение в новые связи, используя ориентацию на художественные литературные традиции. Традиция — средство сохранения единства общечеловеческого культурного самосознания, средство познания эпох. Выдающиеся произведения М.М. Бахтин рассматривает как диалог с многовековой художественной традицией: «Великие произведения литературы подготавливаются веками...» (20, с. 320). Рассмотрение художественного произведения на фоне историко-культурного контекста, его включение в «диалог культур» способствует более глубокому постижению творений искусства слова, пониманию его специфики.
Слово, текст предстают как явления культуры, имеющие своего творца, автора, создателя, на позицию которого возможна диалогическая реакция. Металингвистические характеристики слова, данные М.М. Бахтиным, открывают точки «высокого соприкосновения» педагогической науки и литературы.
Таким образом, педагогический диалог смыкается с бахтинским пониманием диалога, «когда истина не находится в голове отдельного человека, а рождается между людьми, совместно ищущими истину, в процессе их диалогического общения.» (21, с. 121). Учитель литературы должен суметь поставить в диалогические отношения богатство культурного и литературного наследия и растущую, развивающуюся личность ученика. На уроках литературы необходимо определить, какие авторы и произведения именно сегодня заслуживают первоочередного внимания и почему надо обратить внимание на эти шедевры классической литературы. Исторически повторяющиеся общечеловеческие философские, нравственные проблемы, «вечные темы», художественные формы — все это представляет неизмеримую ценность художественного опыта эпох.
Одна из задач курса литературы в 11 классе — дать целостный взгляд на литературу, на различные типы художественного мышления, на различные эстетические системы, воспитать подготовленного читателя, соотносящего художественный факт с культурной (мировой и национальной) традицией в целом.
Само понятие «диалог культур» находится в процессе своего становления и развития. В данном исследовании «диалог культур» рассматривается как осмысление духовного богатства, накопленного разными эпохами, содержащими в себе прошлый культурный опыт человечества и включающий его в современность. Столкновение разных стилей, типов мышления в их исторической ретроспективе, поддержание традиций и их творческая переработка, созидание на основе традиций новых ценностей происходит в логике «диалога культур». Преемственность и новаторские открытия обеспечивают прогресс и связь времен в культуре, взаимовлияние культур.
Значительный вклад в разработку современных представлений о динамике развития культуры, ее пониманию как целостного явления внесли такие русские философы, как С.Н. Булгаков, Н.Я. Данилевский, В.В. Розанов, В.С. Соловьев, К. Леонтьев, Н. Бердяев, П. Флоренский.
Философское осмысление «диалога культур» принадлежит М.М. Бахтину. Диалог в понимании ученого соотносится с понятием диалектики. Если диалектика является способом познания явлений действительности и их развитии и самодвижении, то диалог — это всеобщий способ освоения духовно-ценностных основ бытия, форма поиска себя самого в мире добра, истины, красоты, способ самоопределения и самоосуществления. Общение между людьми разворачивается как в синхронии (в социокультурном пространстве), так и в диахронии (в социокультурном времени). Художественная деятельность связывает творчество одного человека с восприятием — сотворчеством других людей, она соединяет личность с личностью, поколение с поколением, народ с народом, т. е. осуществляет диалог культур.
Диалогическое познание есть процесс узнавания уже известного и через него выход к «общему», «всеобщему», к «вечному». Без опоры на уже известное авторское слово обречено на непонимание, без установки на открытие и сообщение нового оно не вызывает интерес у воспринимающего. Поэтому актуальной для современной методики преподавания литературы становится ориентация на художественные традиции при изучении произведений, включенных в школьную программу. В художественном произведении «новое» — это его смысл и суть, связь всех его составных. Новое в произведении открывается как «неизвестное», и выводит читательское сознание на иной, интуитивный уровень восприятия. В этой связи обращение к проблеме новаторства на уроках литературы в выпускном классе при изучении произведений русских писателей представляется перспективной.
Содержательное богатство художественных произведений помогает видеть многообразие ситуаций, воздействующих на становлении личности и ее развитие, у читателя развивается ассоциативность восприятия. Полифоническое повествование, множественность точек зрения, содержащихся в произведениях литературы, обогащают и развивают диалектическое мышление, основанное на диалоге между читателем и автором.
Художественная литература, осуществляющая познание человека своими изобразительно-выразительными средствами, проникает внутрь человеческого «я», открывая законы его создания. «Литература дает, пожалуй, наиболее очеловеченное изображение мира, ибо он в художественном своем преломлении всегда предстает в связи с человеком. В этом смысле слова литература — это действительно человековедение: познание человека непосредственное — при прямом его изображении — или косвенное, опосредствованное — при познании и раскрытии обстоятельств его существования», — пишет исследователь С.Е. Шаталов в книге «Время — метод — характер» (211, с. 6).
Литература в России до конца XIX века оставалась едва ли не единственным средством проникновения во внутренний мир человека. О воспитательной роли литературного образа писал В.П. Острогорский: «Литература — в величайших представителях художественного гения, всегда и всюду составляла величайшую воспитательную силу, потому что ничто не воспитывает так юношество, отличающееся чуткостью чувств, силой воображения и фантазии, как именно художественные произведения, прежде всего действующие на чувства и воображение, управляемые серьезной и глубокой мыслью.» (162, с. 362).
Художественный текст, в котором разворачиваются живые судьбы и события, приобщает учащихся к историческим ценностям, заставляет сопереживать. «Диалог культур» выходит на вечные проблемы, поднимаемые лучшими умами разных народов. Субъект, включая в свой мир все безграничное богатство мира внешнего, поднимает свое «я» до универсально-всеобщего, родового понятия. По Бахтину, происходит «ценностное уплотнение мира вокруг человека», происходит гармонизация противоречий человеческого бытия в социуме и природе, возвышение личности, утверждение ее как высшей ценности, соединяющей в себе всю гамму отношений человека с миром, которые настолько многогранны и сложны, насколько многогранен и сложен мир человека.
Среди выделенных психологами типов общения высшим уровнем признан диалогический тип общения, который оптимален с точки зрения организации коммуникации и обладает максимальным развивающим, воспитывающим, творческим потенциалом.
Диалектичность художественного слова, соотнесенность в нем индивидуального и социального, эмоционального и рационального предполагает диалог. Для того, чтобы он состоялся необходима встреча двух сознаний — пишущего и воспринимающего, чтобы интеллектуально-нравственные установки читателя привели к возникновению в цепи «автор-читатель» эстетического тока.
Ориентация на «диалог культур» при изучении литературы создает на уроке ситуацию поиска. Поисковый подход в обучении направлен на усвоение новых знаний, их применение в новых условиях, формирование опыта творческой деятельности в сочетании с выработкой ценностных ориентаций. Ученик ставится в ситуацию постоянного поиска, он всматривается в текст, изучает, сопрягает, сопоставляет. В диалогической ситуации от каждого требуется самостоятельная мыслительная активность. Чтение и анализ сложного, основанного на комбинировании традиционных мотивов и тем художественного произведения, становится творческим процессом обновления идей и образов прошлого.
В работах психологов: С. Выготского, Л.И. Божович, И.В. Дубровиной, Б.С. Круглова, И.С. Кона, В.А. Крутецкого, Н.С. Лукина, Н.Д. Левитова, Н.С. Лейтеса отмечается рост интеллекта у старшеклассников. Развитие интеллекта предполагает не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы. Ученики: 11 класса характеризуются более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, стремлением к причинному объяснению явлений, умением аргументировать, доказывать истинность или ложность какого-либо суждения, делать глубокие выводы, обобщать изучаемые факты в систему. В этом возрасте развивается критичность мышления, умственная деятельность приобретает все более активный, самостоятельный характер, старшеклассники пытаются познать мир в целом, чтобы в нем определиться, найти свое место.
Роман М. Булгакова вызывает у школьников желание разобраться в его сложной проблематике и образной структуре, вопросы, возникающие при чтении, рождают у учащихся потребность еще раз возвратиться к роману, определить роль и значение романа в историко-литературном процессе.
Поэтому изучение творчества М. Булгакова с ориентацией на художественные традиции и новаторство представляется перспективным направлением для методики преподавания литературы. Необходимо организовать обучение так, чтобы ученики вовлекались в процесс поиска. При таком обучении развитие интереса к предмету будет осуществляться целостно, т. е. создадутся условия для восприятия и запоминания нового.
Имея представление о том, на что ученики обратили внимание при первом, самостоятельном знакомстве с романом «Мастер и Маргарита», и что они не увидели и не смогли понять, преподаватель намечает определенную систему работы.
Опираясь на первичные впечатления учащихся, которые носят в целом общий характер, учитель использует их первый самостоятельный анализ в своей дальнейшей работе.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |