В третьей части мы уже обращались к московским адресам, связанным с М.А. Булгаковым. Основная заслуга в исследовании этого материала принадлежит Б.С. Мягкову1. На основании собранных нами материалов, можно обогатить наши представления о булгаковской Москве с точки зрения реальной биографии писателя. Уже шла речь о квартирах, в которых проживала Е.Ф. Никитина в Москве и где он у нее бывал, т. е. в Газетном переулке в доме № 3 и на Тверском бульваре в доме № 24. Очевидно, что большое значение в судьбе писателя сыграл также адрес Наркомпроса у Мясницких ворот на Чистых прудах в доме № 6.
Все эти и другие адреса в явном или скрытом виде задействованы в романе «Мастер и Маргарита». Тем самым мы можем несколько расширить булгаковскую топографию Москвы: названные и неназванные места действия располагались не только на Садовой в нехорошей квартире и в Доме Грибоедова, но и в доме Е.Ф. Никитиной на Тверском бульваре, шабаш восходил к празднованиям Нового года на субботниках в Серебряном бору, а бал у сатаны к Музею изобразительных искусств на Волхонке. В разных редакциях романа упоминаются и Газетный переулок, и Чистые пруды и проч.
Сопоставление двух очагов писательской жизни в ресторане Дома Грибоедова и на «Никитинских субботниках», учитывая симметричное расположение на Тверском бульваре Дома Герцена и дома Е.Ф. Никитиной, приобретает замечательную топографическую точность. Писатели с двух сторон бульвара: с одной стороны, официальные, санкционированные властью и подчиняющиеся Наркомпросу организации, с другой — обреченное на закрытие кооперативное, «вольное» объединение. Официальная писательская среда в МАССОЛИТе и Доме Грибоедова, изображенная М.А. Булгаковым, воплощала для него ад, покинутый Богом. Иван Бездомный называет писателей разбойниками, присутствующие на балу у сатаны писатели — разбойники и висельники, сам Мастер вспоминает о литературном мире с ужасом и отвращением2. Замечания М.А. Булгакова о «Никитинских субботниках» в его дневнике также весьма нелицеприятны.
Однако при всем гротеске мы видим гораздо больше человечного и искреннего в окружении сатаны-Воланда и его свиты. Божедомка, возникающая в связи с образом жены Степы Лиходеева, как мы видели в третьей части, могла быть также неким скрытым ответвлением от дома Е.Ф. Никитиной на Тверском бульваре, поскольку туда простирались владения И.Н. Римского-Корсакова, первого хозяина этой усадьбы.
Тем самым эти вехи московской топографии Города как места действия прочно базируются на реальных впечатлениях М.А. Булгакова и связаны, прежде всего, с писательским миром Москвы.
Мы уже затронули тему хронологии романа М.А. Булгакова в связи с «древними» главами и отметили, что писатель явно опирался на последовательность событий своего кавказского прошлого. Хронология московских глав, как и «древних», строится в романе М.А. Булгакова в соответствии с четырьмя днями Страстной недели со среды до субботы, и происходит действие в первые дни мая. Московские события прямо соотнесены с аналогичным временным построением «евангельского» пласта романа. Эпизоды в Москве булгаковеды относили к 1926, 1929, 1932 и 1937 гг., в разных набросках романа фигурируют и другие даты3. В нашу задачу не входит комментарий всех вариантов временного построения романа, это уже проделано исследователями. Мы попытаемся показать, что в этих главах также можно найти отражение реальных автобиографических и исторических событий.
Существенной (хотя и не единственной) исследователи считали привязку к 1929 г., когда Пасха приходилась на 5 мая4. Соответственно Воланд и его свита прибывали в Москву в Страстную среду 1 мая. А 3 мая (по старому стилю), в Великую пятницу, М.А. Булгаков отмечал свой день рождения. В таком случае эта пятница была бы еще и девятилетним юбилеем спасения писателя от смерти во Владикавказе, а четыре дня Страстной недели — циклом его страданий, т. е. автобиографическим подобием страстей Христовых. 1929 год, несомненно, оставался значимым: помимо прочих обстоятельств, это и год возвращения Б.Е. Этингофа из Трапезунда, он действительно прибыл в Москву, которую давно не видел. Тем самым это относится к хронологической завязке романа: Воланд появляется на Патриарших прудах, только приехав в Москву.
Однако, учитывая события московского периода биографии писателя, рассмотренные нами в третьей части, можно заметить, что в замысле романа сыграли роль события по крайней мере еще нескольких лет. В хронологии этой части романа привязки именно к нескольким разным годам, вероятно, неслучайны, напротив, они входили в изначальный замысел М.А. Булгакова. Каждый из четырех дней Страстной недели мог быть последовательно соотнесен с разными годами, а, кроме того, целый ряд событий других лет также мог вплетаться в круг образных ассоциаций.
Речь идет, прежде всего, о 1930-м годе, когда были направлены письма правительству, и когда состоялся спасительный разговор с И.В. Сталиным, вновь на страстной неделе. И это, вероятно, было главным основанием для построения хронологической шкалы московских глав, тем более, что в 1930 г. исполнялся круглый юбилей спасения писателя — ровно 10 лет. Разговор на Патриарших прудах с писателями на атеистические темы II, обсуждение «Литературной газеты», заседание МАССОЛИТа и явление Ивана Бездомного в Грибоедов в тот же вечер в среду могли отражать события 1930 г., когда РАПП провозгласил лозунг «одемьянивания» поэзии, а Б.Е. Этингоф от Главискусства курировал ФОСП. Это соответствует тому, что Иван Бездомный купается у Храма Христа Спасителя, который был снесен 5 декабря 1931 г., т. е. эпизод, описанный М.А. Булгаковым, предшествует его сносу5. Отсечение головы Берлиоза могло быть соотнесено с первой ссылкой Л.Л. Авербаха, главы РАППа (который был основным прототипом Берлиоза), весной 1930 г.
Сцена в Варьете и разговор с буфетчиком в четверг соответствуют деятельности Б.Е. Этингофа в Главискусстве в 1931 г., когда он в значительной мере был занят театрами.
Вероятно, в романе была отсылка и к 1932 г. В пятницу состоялись похороны Берлиоза, что соотносится с 1932 г., когда в канун Пасхи был ликвидирован РАПП, а Л.Л. Авербах был окончательно сослан в провинцию. В этот же день приезжает из Киева дядя Берлиоза Поплавский и Бегемот требует его паспорт. Это примерно соответствует времени введения паспортов 27 декабря 1932 г.6 Бал у сатаны и беседа с отрубленной головой Берлиоза в ночь с пятницы на субботу могут быть отнесены к тому же 1932 г., когда Б.Е. Этингоф работал в Музее изобразительных искусств и когда состоялись первые концерты в белом зале, в частности упомянутый вечер в честь М.М. Ипполитова-Иванова. В том же году М.А. Булгаков женился на Е.С. Булгаковой, что послужило источником эпизода, в котором мастер и Маргарита встретились и воссоединились после бала.
Конец нехорошей квартиры, ее захват и пожар в ней, а также сцена на крыше Дома Пашкова в субботу соотносятся с 1933 г., когда «Никитинские субботники» окончательно прекратили свое существование, а Б.Е. Этингоф потерял работу в системе Наркомпроса. Пожар в Грибоедове в субботу также может быть соотнесен с закрытием столовой в Доме Герцена, что произошло, по-видимому, также в 1933 г.
При этом, очевидно, что хронология не была так строга. Так, перед балом у сатаны происходит шабаш, который, скорее, содержит реминисценции празднеств кружка Е.Ф. Никитиной еще в 1920-х годах. Эпизод с хором в учреждении, основанный на постановке оперы «Прорыв» в 1930 г., происходит только в пятницу.
Примечания
1. Мягков Б.С. Булгаков на Патриарших.
2. Белобровцева И., Кульюс С. Роман... С. 237, 301.
3. Белобровцева И., Кульюс С. Роман... С. 9—13, 15, 18—19, 20—22, 24, 57—58, 152—153, 203, 353.
4. Там же. С. 152—153.
5. Белобровцева И., Кульюс С. Роман... С. 229.
6. Там же. С. 329.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |