Вернуться к Г.М. Ребель. Художественные миры романов Михаила Булгакова

Часть вторая. Мастер и Маргарита: сюрпризы «закатного романа»

Перед приходом следователя Иванушка дремал лежа, и перед ним проходили некоторые видения. Так, он видел город странный, непонятный, несуществующий, с глыбами мрамора, источенными колоннадами, со сверкающими на солнце крышами, с черной мрачной и безжалостной башней Антония, со дворцом на западном холме, погруженным до крыш почти в тропическую зелень сада, с бронзовыми, горящими в закате статуями над этой зеленью, он видел идущие под стенами древнего города римские, закованные в броню, кентурии.

В дремоте перед Иваном являлся неподвижный в кресле человек, бритый, с издерганным желтым лицом, человек в белой мантии с красной подбивкой, ненавистно глядящий в пышный и чужой сад. Видел Иван и безлесый желтый холм с опустевшими столбами с перекладинами.

А происшедшее на Патриарших прудах поэта Ивана Бездомного более не интересовало.

М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

«О, этот роман, словно от всех его остальных работ оторвавшийся и стоивший ему стольких дум и душевного восторга!»1

О, этот роман, на дрожжах мировой литературы взошедший, но первозданно загадочный и ни на какой другой не похожий; дарующий неизъяснимое наслаждение простодушным читателям и лишивший покоя многочисленных исследователей, возмечтавших стать его исчерпывающими толкователями... Сколько критических копий сломано, сколько концепций выстроено, а пророчество Воланда все равно обращено в будущее: «роман... принесет еще сюрпризы»2. И слава Богу! Потому что литературоведческие изыскания порой подозрительно похожи на стремление финдиректора Римского «изобрести обыкновенные объяснения явлений необыкновенных» [435]; потому что полемика вокруг романа зачастую очень напоминает роковой спор на Патриарших; наконец, потому, что остается магия тайны, а значит, роман неудержимо притягивает к себе неодолимым соблазном эту тайну разгадать. Это извечное противоречие между рационально непостижимым и упрямыми потугами «бедного земного ума»3 поверить алгеброй гармонию, объяснить (уничтожить?) чудо, расшифровать (убить?) тайну — это противоречие в самом романе обнажено и для себя же, своей романной судьбы предсказано. И хотя о «Мастере и Маргарите» написано много интересного, хотя тон серьезного, глубокого разговора, заданный давней новомирской статьей В. Лакшина4, и трепетное отношение к великой книге преобладают в большинстве исследований, на некоторые литературоведческие изыски Булгаков вполне мог бы откликнуться словами своего героя: «Решительно ничего из того, что там записано, я не говорил» [350].

Исходя из предположения, что «весь роман — сплошная «криптография», тайнопись, рассчитанная на посвященных, шифр, к которому нужно подобрать особый ключ»5, исследователи зачастую чрезмерно логизируют, схематизируют содержание книги, сводя буйство фантазии и поэзию вымысла, например, к «занимательному, нарочито последовательному, похожему скорее на учебник, чем на роман, изложению первоосновных, азбучных истин»6, предлагают свои интерпретации-схемы, к которым сводится все содержание романа. Немало усилий затрачено и на поиски источников, из которых Булгаков черпал темы и образы, — «булгаковский роман откуда только не выводили», причем «круг этих, большею частью мнимых источников и образных мотивов продолжает расширяться. Содержание «Мастера и Маргариты» оказывается разложенным по самым разным, причем чужим, полкам. На долю самого автора почти ничего не остается»7. Впрочем, и это предугадано в самом романе. Не доверяя свою мысль и свое слово интерпретаторам, герой Булгакова говорит: «Я вообще начинаю опасаться, что путаница эта будет продолжаться очень долгое время» [350]. Но опасаться за судьбу романа, даже очень спорно понятого, не стоит: к читательскому сердцу он находит путь напрямую, минуя литературоведческие построения, а «путаница» — неизменная спутница интеллектуальных исканий, которые если не приводят к полной разгадке тайны, то хотя бы приближают к ней.

Попробуем приблизиться и мы.

Примечания

1. Ермолинский С.А. Из записок разных лет. Михаил Булгаков. М.: Искусство, 1990. С. 64.

2. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. Избранные произведения. В 2 т. Т. 2. Киев: Дніпро, 1989. С. 619. В дальнейшем ссылки на это издание даются в самом тексте указанием страницы.

3. Булгаков М.А. Белая гвардия. Указ. изд. С. 85.

4. Лакшин В. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Новый мир, 1968, № 6.

5. Яновская Л.М. К тайнам «Мастера и Маргариты» // Книжное обозрение, 1991, № 19. С. 7.

6. Кораблев А. Тайнодействие в «Мастере и Маргарите» // Вопросы литературы, май 1991. С. 36.

7. Воздвиженский В. Игра на понижение. Не хватит ли? // Литературная газета, 29 сентября, 1993. С. 4.