Вернуться к М.Г. Васильева. Н.В. Гоголь в творческом сознании М.А. Булгакова

3.1. Природа драматургического мышления Гоголя и Булгакова

Данная глава посвящена анализу драматургии Гоголя и Булгакова с целью выявления особенностей драматургического мышления писателей и нахождения традиций драматургических приемов, проявившихся в комедиографии.

Здесь мы вплотную подошли к проблеме взаимосвязи сознания писателя, особенностей его восприятия действительности с теми жанровыми формами, в которых он наиболее полно может реализовать свое видение картины мира, с теми исходными литературными традициями, на которые он будет ориентироваться в своем оригинальном творчестве.

Поскольку данное исследование направлено к таким категориям, как «творческое сознание», «художественное мышление», закономерным будет обращение к смежным для литературоведения отраслям научного знания — психолингвистике, психологии творчества.

О том, что интерпретация любого явления действительности носит личностный характер писал А.А. Ухтомский: «Старинная мысль, что мы пассивно отпечатлеваем на себе реальность, какова она есть, совершенно не соответствует действительности. Наши доминанты, наше поведение стоят между нашими мыслями и действительностью... Мы можем воспринимать лишь то и тех, к чему и к кому подготовлены наши доминанты, то есть наше поведение» [211, с. 253]. Еще определеннее об этом высказывался В.П. Белянин: «Писатель описывает те фрагменты действительности, с которыми он знаком; развивает такие соображения, которые ему близки и понятны; использует языковые элементы и метафоры, которые наполнены для него личностным смыслом. И... картина мира, отображенная в художественном тексте, является структуризацией и вербализацией картины мира автора как личности, обладающей акцентуированными характеристиками» [153, с. 68], и далее «...и сюжетное, и образное, и вербальное развертывание замысла осуществляется в соответствии с этой психологической доминантой, реализующейся в эмоционально-смысловой доминанте текста» [153, с. 70].

Изучая характер взаимодействия психологических структур писателя и эмоционально-смысловых доминант создаваемых им художественных текстов, ученые пришли к выводу о своеобразной «предрасположенности» к выбираемой ими жанровой форме, в которой они наиболее полно могут раскрыть собственную модель мира: «...автор выбирает ту жанровую форму, которая соответствует его типу образного мышления. Эти жанровые формы — типы текста — в свою очередь, обусловлены определенным типом сознания, который проявляется наиболее полно именно в этом жанре» [153, с. 241]. То же касается и литературной традиции — исследователи утверждают, что связь между интерпретатором и интерпретируемым (литературным текстом, художественным миром, личностью другого писателя) является не случайной, а психологически обусловленной: «...текст воспринимается наиболее адекватно тем читателем, в соответствии с гипотезой Геннекена-Рубакина, психологические особенности которого наиболее близки авторским» [153, с. 14].

Исходя из данных положений, мы имеем возможность подтвердить выдвинутую в работе гипотезу: причина появления гоголевской традиции в творчестве Булгакова кроется в осознанном выборе Гоголя в качестве креативного образца, на основе рефлексивно переживаемой Булгаковым общности художественного мышления, специфику которого мы видим в его драматургичности. Говоря о драматургичности мышления писателей мы не имеем в виду родовое предпочтение драмы у Гоголя и Булгакова, и не умаляем место прозаических жанров в их творчестве, мы лишь акцентируем внимание на тяготение к таким художественным особенностям, как «строгой стянутости» (Гегель), усиленной динамике взаимосвязи слова и действия, активности персонажей, их характеристике в эмоционально-психологически значимых словах-поступках, повышенной роли мимики, жестов, интонации, разнообразию диалогов, зрелищности эпизодов, т. е. к тем компонентам, которые более характерны для жанра драмы, но которые маркируют весь метатекст Гоголя и Булгакова.

Третья глава посвящена подробному раскрытию природы драматургического мышления Гоголя и Булгакова через такие элементы, как драматическое действие, диалог, конфликт, пространственно-временная организация произведений, авторская речь, драматические характеры и т. д.