Сохранилась расписка В. Катинова о получении написанного М. Булгаковым третьего варианта сценария «Ревизор»:
«Закончен 28.02.35 г. Сдан 1.03.1935 г.».
«5.03.1935 г.
В «Украинфильм».
Убедившись в процессе моей работы над сценарием «Ревизор» по Гоголю, что работа режиссера М.С. Каростина, постановщика этой фильмы, выходит за пределы чисто режиссерской области, а становится работой авторского порядка, нужной для создания высококачественной сатирической комедии, я прошу «Украинфильм» в договор мой по «Ревизору» в качестве моего соавтора ввести Михаила Степановича Каростина с тем, чтобы авторский гонорар, следуемый мне по договору, был разделен мною с Каростиным пополам.
Наша соавторская работа с Каростиным началась 1 февраля 1935 г.
М. Булгаков
P.S. Прошу поставить меня в известность об исполнении этого моего письма.
М.Б.»
Три документа от 5 марта 1935 года — официальное оформление просьбы М. Булгакова:
1. Дирекция не принимает 3-й вариант и просит взять в соавторы М. Каростина.
2. Договор уже с обоими авторами со сроком сдачи сценария — 20 марта 1935 года.
3. Отказ Булгакова от гонорара, получаемого вновь, в пользу М. Каростина.
5 марта [1935 года]
Тяжелая репетиция у Станиславского — «Мольер». М.А. пришел разбитый и взбешенный. К.С., вместо того чтобы разбирать игру актеров, стал при актерах разбирать пьесу. Говорит наивно, представляет себе Мольера по-гимназически. Требует вписываний в пьесу.
[Дневник Е.С. Булгаковой]
Восьмого марта М. Булгаков дарит М. Каростину комплект журнала «Искра» за 1861 год со следующей надписью:
«Милому Михаилу Степановичу Каростину
М. Булгаков, 8.03.1935 г., Москва.
P.S. Сохраните себя таким, как Вы есть, и, если Вам будут показывать свиные рыла вместо лиц, твердо повторяйте — «вижу свиные рыла!».
Пишу это в память наших мучений над «Ревизором» с большой верой в Вас.
Ваш М. Булгаков
Тогда же. Там же.».
Срок сдачи «Ревизора» переносится по просьбе обоих авторов с 20 марта на 2 апреля, и задолженность М. Булгакова будет с него списана, если новый вариант будет представлен в срок и принят «Украинфильмом».
11 марта «Мосфильм» отправляет М. Булгакову написанный в середине февраля отзыв М.Б. Храпченко на режиссерский сценарий «Мертвые души».
«Отзыв о сценарии «Мертвые души»
В результате переработки, которая была произведена по постановлению кинокомиссии ЦК — качество сценария значительно улучшилось. В настоящем своем виде сценарий нужно признать вполне годным для постановки. Недостатки прежнего варианта почти полностью устранены.
Изолированность образов помещиков от социальной атмосферы эпохи преодолена тонким, умелым включением кадров, рисующих крепостную деревню. Не создавая новой сюжетной линии, не навязывая голо агитационных выводов, авторы сценария дают живое ощущение николаевской России. Более глубоко и полно, чем раньше, разработаны образы Чичикова, Собакевича, Манилова. Известная односторонность в раскрытии этих образов снята.
Сценарий приобрел большую внутреннюю связность, органичность развития действия. Сюжетная линия развертывается в плане все большего нарастания событий.
Не до конца устранены пробелы в показе Плюшкина. Отдельные замечательные детали, найденные в режиссерском варианте, не покрывают суженности, композиционной неопределенности этого образа. В «Мертвых душах» образ Плюшкина — вершина во всей системе образов, художественный итог, наиболее значительное обобщение. В сценарии этого в полной мере достигнуть не удалось.
В целом сценарий удачно решает задачу кинематографического воплощения «Мертвых душ». В сценарии удалось сохранить основные элементы поэмы, приспособляя их к специфическим требованиям кино, интерпретируя их с наших позиций.
Сценарист сохраняет лирическую струю «Мертвых душ», но совершенно правильно переключает ее на изображение крепостной деревни. Некоторая приподнятость, былинность здесь совершенно уместна. Отчетливо вскрыта юмористическая и сатирическая линия. Может быть, несколько больше следует подчеркнуть внутреннюю опустошенность, превращение человека в ничто, в мертвенное состояние. Эту функцию как раз и должен воплотить образ Плюшкина.
Тот внутренний постепенный подъем, который пронизывает «Мертвые души», проходит и через развитие действия в сценарии.
Огромные трудности, заключающиеся в экранизации «Мертвых душ», — преодолены.
Сценарий обещает интересный и значительный фильм.
17.02.1935
Храпченко»
1935 г. 14 марта
Наконец сегодня Миша раскачался и написал отзыв о режиссерском сценарии «Мертвых душ».
Конечно, все, что внес Пырьев, нехудожественно, безвкусно, снижает вещь.
Миша написал про многое: «это надо исключить, это надо исключить...»
Но разве можно надеяться, что исключат?!
(«Но исключит ли Пырьев?» — редакция 1950-х годов.)
[Дневник Е.С. Булгаковой]
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |