А что же Маргарита? С мыслью о ней Булгаков не расстается. В письме Попову Булгаков пишет: «Ох, много у меня работы! Но в голове бродит моя Маргарита...» Конечно, речь шла о романе, но только ли о нем? Мы уже упоминали о продолжении воспоминаний Маргариты Петровны, найденных недавно. К сожалению, Маргарита Петровна не сочла возможным опубликовать их при жизни, и воля ее была такова, что и у нас такого права нет. Однако мы решимся частично нарушить этот запрет и приведем лишь краткие выдержки.
«Михаил Афанасьевич пытался разыскать меня через Верочку Соколову (напомним, В. Соколова — близкая родственница Маргариты Петровны и первая исполнительница роли Елены в «Днях Турбиных»). Я очень страдала, но сказала Вере, что встреча, на которой настаивает Михаил Афанасьевич, невозможна». Все! Круг замкнулся.
Кстати, после того как Маргарита Петровна рассталась с мужем, она осталась верна Мастеру, в ее жизни не было больше ни одного мужчины. Да и как иначе? Кто мог помериться масштабом личности с Булгаковым?
Впрочем, это, думается, осознавали все женщины, которым посчастливилось встретить Михаила Афанасьевича на своем жизненном пути; но, как кажется, этому не противоречило их стремление устроить свою личную жизнь уже без него. Или все-таки с ним? Великий свет, к которому он так стремился, свет, оказавшийся недоступным его герою, может быть, обрел он сам. Он озарял этим светом всех когда-то любивших его, и тщетными были их попытки убежать от самих себя. Да и не все было так просто и однозначно.
А.А. Фадеев (будучи собственно посланником Сталина), много времени проводивший в разговорах с уже умирающим Булгаковым, был совершенно потрясен его человеческим величием. Он буквально влюбился в уже перешагнувшего жизненную черту Михаила Афанасьевича.
Елена Сергеевна Шиловская, ставшая сразу после смерти мужа, любовницей Фадеева, являлась для последнего лишь продолжением мужа хрупким связующим звеном с писателем уже умершим, но так и не переставшим волновать и будоражить душу автора «Молодой гвардии».
Вряд ли Елена Сергеевна была счастлива и с поэтом Луговским, чьей любовницей стала впоследствии.
Здесь еще раз придется вспомнить о провидческом даре писателя. Читаем о Маргарите во второй части романа: «Почему, собственно, я прогнала этого мужчину? Мне скучно, а в этом нет ничего дурного, разве что только глупое слово «определенно»? Почему я сижу, как сова, под стеной одна? Почему я выключена из жизни?» Что же: опять-Булгаков все предвидел?
Равно несчастливы в жизни без Булгакова были и две его другие жены Т.Н. Лаппа и Л.Е. Белозерская.
У гениального русского философа И. Ильина (мы уже цитировали его однажды) есть замечательные слова:
«...духовная любовь совсем не исключает инстинктивную или чувственную любовь. Она не отрицает ее, а только прожигает ее Божьим лучом, освящает и облагораживает».
И далее: «Сила инстинкта и сила духа сочетаются, чтобы не разлучаться; и тогда чувственная любовь становится верным и точным знаком духовной близости и духовной любви.
...«Небо» как бы сходит «на землю»; или, вернее — дух является в инстинкт, и акт инстинкта становится духовным событием...»
Таким «духовным событием» для Мастера стала его Маргарита. И пусть их любовь не имела логического, в человеческом понимании, завершения, но именно поэтому она по сей день имеет продолженное действие и стремление к бесконечности...
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |