1. Коммуникация — это процесс взаимодействия двух или более субъектов с целью передачи/получения/обмена информацией, т. е. того или иного воздействия на собеседника для осуществления совместной деятельности. Учёт и анализ как собственно-лингвистических, так и когнитивных аспектов коммуникации возможны в рамках лингвокогнитивного подхода.
2. В рамках лингво-когнитивного подхода значимым является тезис о том, что общее знание о мире имеет фреймовую организацию. Фрейм — объемное представление, некоторая совокупность стандартных знаний о предмете или явлении. В отличие от простого набора ассоциаций фреймы содержат основную, типическую и потенциально возможную информацию. Особый феномен представляют собой динамические фреймы, или сценарии, позволяющие правильно интерпретировать поведение людей. Благодаря этому коммуникант не только распознаёт общие характеристики социальных контекстов, но и анализирует действия, совершаемые в их рамках. Особенно это характерно для ситуаций, когда речевой акт является частью конвенциональных фреймов. Каждый диалог, встраиваемый в конвенциональную ситуацию, в различной степени соответствует заданному фреймовому стандарту.
3. Каждое речевое высказывание выступает как следствие реализации определенной интенции говорящего. В частности, первый пласт в семантике высказывания — это скрытое или явное указание на намерение говорящего. В намерение говорящего может входить провокация. Для провокатора, стремящегося достичь максимального эффекта в беседе с адресатом, особенно актуальны представления о структуре фрейма, в рамках которого развивается коммуникация.
4. На первый взгляд, коммуникативное поведение провокатора мало чем отличается от манипуляции. Однако основное отличие провокации от манипуляции состоит в том, что адресатом провокации является не пассивное, а активное сознание. Также провокация строго индивидуальна и может быть направлена только на человека, умеющего логически мыслить.
5. В основе провокации лежит инерционная коммуникация, в которой тема-рематические связи являются мотивом продолжения разговора (для адресата провокации). Еще одним мотивирующим фактором в рамках провокационной фреймовой коммуникации является алогизм. Существует несколько видов алогизмов, но все они объединены общими функциями, позволяющими запустить инерционную коммуникацию. Что же касается фактора, ослабляющего (или переключающего) внимание собеседника, то в качестве такового нередко используется вложенный фрейм.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |