1. Аутопрогноз — внутренний анализ собственных ответных вербальных реплик и невербальных реакций. Отличие аутопрогноза от интерпретации намерения говорящего состоит в том, что в первом случае главное — контроль формы коммуникативной реакции (как), а во втором — считывание имплицитного содержания (что). В случае реализации конвенционального фрейма аутопрогноз облегчен.
2. В отдельных ситуациях аутопрогноз может играть решающую роль для достижения успеха коммуникации. Например, во время общения с психически неуравновешенным собеседником, с человеком, имеющим психическое заболевание, а также с человеком, находящимся в измененном состоянии сознания и не способным (частично или полностью) контролировать собственное поведение.
3. Профессиональный аутопрогноз состоит из следующих последовательных этапов.
• Установление контакта с собеседником. Контакт можно считать установленным, когда собеседник начинает осмысленно отвечать на приветственные вопросы профессионала.
• Вступительная беседа — знакомство профессионала с проблемой пациента. Основная задача — предоставить пациенту возможность выразить свою точку зрения.
• Основная часть. Профессионал осуществляет детальный имплицитный контроль над диалогом и сконцентрирован на аутопрогнозе. Профессионал контролирует свое речевое поведение, исходя из ожиданий собеседника и опираясь на тема-рематическую структуру его последнего высказывания.
• Манипулирование сознанием собеседника. Аутопрогноз ослаблен: на данном этапе пациент уже доверяет профессионалу и осознает необходимость его поддержки. Профессиональный контроль представляет собой манипуляцию, осуществляемую, однако, исключительно в интересах адресата.
4. Осуществляя коммуникацию в пределах того или иного фрейма, участник коммуникации выполняет следующие действия.
• Считывает намерение собеседника: по ключевым лексемам и знанию конситуации определяет имплицитный смысл высказываний, уделяя, таким образом, особое внимание содержательному компоненту речи собеседника.
• Прогнозирует собственное речевое поведение. В случае профессионального аутопрогноза основное внимание уделяется прогнозированию структуры собственного высказывания.
• Мотивирует собеседника к диалогу — использует целый ряд языковых приемов, обусловленных целью коммуникации.
5. Для успешной профессиональной коммуникации, когда хотя бы один из участников преследует профессиональные цели, необходимо четкое понимание структуры активного фрейма и осознание собственного речевого поведения внутри этого фрейма. Степень реализации той или иной функции (интерпретации намерения, аутопрогноза или мотивации) зависит от конкретной цели участников коммуникации.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |