1. В условиях решения конкретных коммуникативных задач, связанных с необходимостью дополнительной мотивации собеседника, может использоваться провокация. В случае провокации фрейм может быть задан:
• провокатором;
• собеседником с подачи провокатора;
• до вступления провокатора в коммуникацию.
2. Направив коммуникацию в нужное русло, то есть задав необходимый для решения собственных коммуникативных задач фрейм, провокатор далее ориентирует процесс коммуникации в направлении от причины к следствию, от заявленного тезиса к его логической аргументации. Таким образом, провокационная коммуникативная матрица держится на каркасе неоспоримой логики, что, в свою очередь, в комбинации с неслучайными алогизмами «включает» инерционный механизм, мотивирующий собеседника к принятию стандартного решения.
3. Провокация строится по определенной схеме-алгоритму, включающей в себя несколько этапов: пре-коммуникация, контактная беседа, инерционная коммуникация.
4. Стадия пре-коммуникации гарантирует успех провокации. Основное знание, которым необходимо владеть провокатору, — это способность/неспособность адресата провокации мыслить логически. Именно этот фактор обусловливает в дальнейшем целесообразность (либо нецелесообразность) использования собственно провокации.
5. На этапе инерционной коммуникации провокатор использует логическую структуру с последовательными включениями в неё разнообразных алогизмов (это: алогизм-«лакуна», инвентарный алогизм, структурный алогизм), чередующихся с вложенными этикетными фреймами.
6. Основная функция алогизма в случае использования провокации — мотивировать собеседника, увлечённого логикой мысли, к разрешению «диссонанса» и к продолжению разговора. Функция этикетного фрейма — кратковременная разрядка напряжения в коммуникации.
7. Коммуникация может оказаться неудачной для провокатора, если им допущены те или иные ошибки. К наиболее типичным ошибкам провокатора относятся следующие.
• Провокатор начинает беседу с подчёркнутого алогизма, минуя фатическую стадию, игнорируя этикетные, конвенционально заданные установки.
• Провокатор открыто овладевает инициативой, начинает явно контролировать коммуникацию.
• Провокатор резко переходит от одного этапа коммуникации к другому, нарушая логику без учёта целесообразности использования алогизмов.
• Провокатор эксплицитно выражает свои намерения, не дожидаясь, когда адресат самостоятельно придёт к необходимому стандартному, заданному фреймом решению.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |