Вернуться к Ю.Ю. Воробьевский. Бумагия. М. Булгаков и другие неизвестные

Рок и поп

Не так давно в Санкт-Петербурге прошел первый «православный рок-фестиваль». Появились одобрительные публикации. Чья-то лапа похлопала по плечу: вот и ортодоксы, дескать, теперь идут в ногу со временем. Готовы разговаривать с подрастающим поколением на понятном ему языке...

Каждый из нас начинал воцерковляться, обуянный морем страстей, вредных привычек. Постепенно они и стали осознаваться как вредные. Потом — как грехи, от которых надо избавиться. Но порой ведь — каждый это знает — возникает мыслишка: нельзя, конечно, но очень хочется. Значит можно? Нет, лучшее казать иначе, «по-православному». Почему бы не «воцерковить» свой грешок! Вот слово какое волшебное!1

Давайте затащим в церковную ограду грохот рок-музыки и рев «Харлеев». Кто-то возмущается, что за спиной кожано-заклепочного мотоциклиста сидит полуголая девица?! А мы скажем этим ханжам, что раньше ездили «за сатану», а теперь — «за Бога». А еще можно вместо «тёлки» посадить за спину какого-нибудь попика. С бородкой и в подряснике. Вот этот очкарик, этот растолстевший и постаревший Гарри Потер, «по-православному» объяснит всем, что к чему! Давай, супердьякон, говори! Впрочем, хватит болтать. Поехали! Врубай Оззи!

«Некоторые говорят, что моя любовь не может быть истинной. Пожалуйста, поверьте мне, моей любви, и я покажу вам. Я дам вам то, о чем вы никогда и не мечтали... Ваша любовь ко мне просто должна стать настоящей... Посмотрите мне в глаза и увидите, кто я есть. Меня зовут Люцифер, пожалуйста, возьмите мою руку!» Так пел Оззи Осборн.

Но вот нас порадовали тем, что Осборн «завязал» с дурными привычками, стал истовым католиком, а Люцифер разжал свое рукопожатие. «Да и раннее творчество «Black sabbath» не так однозначно, хотя их постоянно обвиняют в сатанизме»... Оказывается, и про содомита Фредди Меркьюри мы тоже всего не знали. Он «был очень верующим и часто в своих песнях обращался к Богу...». Откуда такие откровения, спросите вы?

Недавно в Интернете появился текст под названием «Антиподы ли православие и рок-культура?» Его автор — некий игумен, популярный настоятель одного из подмосковных обителей. Он счел нужным благовествовать аудитории об очень важных, как ему кажется, вещах. Например, о том, что песни битлов и прочих кумиров, словно звуки иерихонских труб, способствовали падению «железного занавеса», а потому не надо путать философскую и протестную рок-музыку с попсой. Или, например, о том, что пропаганда сатанизма в рок-культуре встречается крайне редко, а часто она является лишь сатирой. Как у Хармса, пишет батюшка...

Помните Хармсовский юмор абсурда? Процитирую по памяти: Лев Толстой очень любил играть на балалайке, но не умел. Бывало, пишет «Войну и мир», а в голове у него «треть-брень-брень, трень-брень-брень»... Один игумен очень хотел быть православным публицистом, но не умел. Бывало, как только сядет писать, в голове — барабан: «бух-бух-бух, бух-бух-бух»... Ладно, простите мне эту шутку. Продолжим по существу.

Не так давно в Москве побывал один мой знакомый афонский монах. Он с изумлением рассказывал: иду как-то по улице, а навстречу — огромная змея. Это панки, в своем «прикиде» с «ирокезами» на головах, стали в цепочку и, плавно приседая и привставая, изображают единое извивающееся тело. Народ стоит, смотрит, возмущается. Подошел я поближе, говорит монах, гляжу, а это — не подростки, а мужики какие-то облезлые, пожилые уже. Всё играют в дурные игры своей молодости. Я не выдержал и говорю им: деды, вы что?!

Эту историю я вспомнил в связи с публикацией нашего рок-игумена. Ладно, была бы любовь к року его личной духовной проблемой. Ну, не может человек, как те панки, расстаться со своими молодежными пристрастиями; Бог даст, еще избавится. Знает ведь, наверняка, что «Христианская свобода заключается в том, чтобы «связать себя». «Связать» свои страсти, которые часто ошибочно называют эмоциями. Свобода рока в том, чтобы «отвязать» их». [65—2, с. 54].

Так нет же: приняв сан, игумен очень хочет, чтобы змея его собственного греха ползла и дальше. Под благословение батюшки попала целая субкультура. Он обильно кропит ее, но не для того, чтобы изгнать бесов, нет. Он пытается легализовать в православии чьи-то рога и хвосты2.

Барабан продолжает бухать, и отец Сергий записывает: «Диапазон звучания электроинструментов гораздо шире и глубже, чем у классических инструментов. Получается, что электронная музыка как бы расширила возможности музыкальной культуры...» Да, расширила. Вплоть до ультразвуковых писков и инфразвуковых рыков, которые Господь сделал неслышимыми для человека. С какой же духовной целью произошло это нарушение установления Божиего? Оказывается, есть звуки, которые мы не улавливаем, но... можем поддаваться их воздействию. Это как голоса бесов, различимые только одержимыми и влияющие на их волю. Современные рок-группы работают в диапазонах от 80 тысяч герц до 20 и даже ниже. Бывали случаи, когда переизбыток высоких или низких частот сильно травмировал мозг.

А как нарушаются пределы мощности звука! Его интенсивность доходит до 120 децибел, хотя человеческий слух настроен на среднюю интенсивность — 55 децибел. На рок-концертах не редки контузии звуком, звуковые ожоги, потери слуха и памяти. Перечисление потерь похоже на военную сводку. Так и есть: тяжелый рок превратился в эффективное психотронное оружие.

Иеромонах, конечно, не согласится со мной. Во-первых, потому, что рок-кумиры просто ему нравятся. Батюшка ведь сам пишет, что не знает английского языка и не понимает, о чем они поют. А раздело не в текстах, словами тут делу не поможешь.

Во-вторых, он считает, что от искусства нельзя ждать духовного водительства, что оно только душевно... Так. Значит, специально организованный чьими-то духовными усилиями звук (а то и вовсе хитросплетенный духами) мы воспринимаем лишь физически и душевно, а духовно — нет. Это что-то новое в антропологии.

А в-третьих, батюшка пишет следующее: «Утверждение, что вообще что бы то ни было можно передать на подсознательном уровне, само по себе отдает оккультным мировоззрением наподобие веры в «сглаз», «порчу»»... Тут я должен и вовсе расстроить своего заочного собеседника. По церковно-славянски сглаз называется «призором очес». «От очес призора, от ревности и зависти и от невидимых духов» молится священник избавить родительницу и новорожденного. Значит, сомневаться в дурном глазе нельзя», — утверждает преподобный Амвросий Оптинский. Рекомендую рок-игумену, который какое-то время был насельником Оптиной пустыни, вчитываться в святоотеческую литературу, а не в переводные тексты хитов.

Еще цитата: «...западный автор распространил утверждение, что текст песни «Лестница в небеса» группы «Led Zeppelin» имеет оккультный характер... Один мой знакомый батюшка, бывший музыкант, хорошо знающий английский язык... перевел мне эту песню. Оказалось, что содержание ее таково: жила-была девушка, которая считала, что все можно купить. Она начала все покупать и в конце концов решила купить небо. Поставила лестницу, стала взбираться, упала и разбилась, потому что небо купить нельзя. Вполне христианский смысл»...

Некоторые могут подумать, что поиск христианства в рок-музыке возможен лишь потому, что своей позиции по данному вопросу не высказала Русская Православная Церковь. Но это не так. В официальном справочнике, изданным Миссионерским отделом РПЦ, читаем именно о названном произведении про лестницу: «В одной из строчек этой песни говорится: «Знаете ли, иногда слова имеют два значения»... Песня насыщена сатанинскими намеками. Если произвести одну часть песни в обратном звучании, можно отчетливо услышать: «Мой милый сатана... О, я буду петь, потому что я живу с сатаной». И это — «песня номер один» в истории рока?! Джимми Пэйдж из «Лед Зеппелин» является преданным последователем сатаниста Алистера Кроули3.

Одно из учений Кроули — неожиданно произносить заклинания перед людьми, говоря или напевая слова задом наперед! В песне «Дом святых» «Лед Зеппелин» поет: «Пусть музыка станет твоим хозяином. Подчинись призыву хозяина. О сатана...» [50].

Цитируем нашего оппонента дальше: «Искусство и религия — разные области, ошибочно в искусстве усматривать религию. (Это, очевидно, о том, что если из какого-то произведения и высовываются рога, то они не настоящие, а бутафорские? — Ю.В.) Не всегда правильно отождествлять искусство человека и его личность. Некоторые общепризнанные великие произведения искусства создавались не очень достойными людьми». С последним утверждением нельзя не согласиться. Но ведь эстетически «великое» произведение может вести не к спасению души, а в погибель! Или для оценки деятельности человека (который является духом, облеченным плотью) может быть какой-то другой критерий?

Еще цитата: «При прослушивании рок-музыки любых стилей стараюсь творить непрестанную молитву Иисусову, опять-таки, не испытывая при этом никакой дисгармонии. Молитва и рок прекрасно сочетаются друг с другом». 165—2, с. 781. У старца Иоанна (Крестьянкина) на рок был иной взгляд: «Дорогой о Господе О.! Сразу Вам скажу — помысл о рукоположении отгоните от себя раз и навсегда. Даже если Вас будут соблазнять такими предложениями. Опыт показывает, что пришедшие к Престолу от рок-музыки, служить во спасение не могут. Я получаю столько писем от таких несчастных людей, но помощь им приходит только после того, как они снимают с себя сан. Некоторые вообще не могут стоять у престола, а некоторые опускаются на дно ада беззакониями такими, которые они и до принятия сана не делали». Иеромонах Серафим (Роуз) добавляет: «Тот, кто обратился в Православие сразу от рок-культуры, и вообще всякий, кто думает, что он сможет сочетать Православие с культурой такого рода, должен будет пройти через многие страдания, прежде чем он станет действительно серьезным православным христианином, который способен передать свою веру другим». [65—2, с. 83, 103].

Итак, появились священники, которые считают, что православие и рок совместимы. Это вполне устойчивая платформа для формирования псевдохристианской секты. Шейкеры и прочие трясуны тоже считают себя христианами. Даже «лучшими» из христиан. Иначе они не обособились бы от остальных.

...Тяжелый рок скрежещет металлом адской сковородки. Под ней — «пламя онгона». Зачем же прыгать на эту раскаленную докрасна поверхность?

Примечания

1. Если тебе что-то нравится, то при определенном умении жонглировать словами, всегда можно создать иллюзию «богословского обоснования» безопасности и даже — полезности твоего «эстетического грешка». О. Рафаил (Карелин) пишет в этой связи о кураевском «оправдании» Булгакова. Пишет строго: «...Что касается статьи самого о. Андрея Кураева, то у меня было чувство, что я держу в руках скользкого угря. Здесь целое разбито на фрагменты, а дедукция заменена индукцией, что характерно для современного полемиста.

Роман Булгакова демоничен; это не Иерусалим и Москва, созерцаемые в одном ракурсе, а гора Броукен в вальпургиеву ночь. Я удивляюсь, неужели отец Андрей как священнослужитель, который причащается Святых Таинств Христовых, не мог почувствовать оккультно-сатанинскую атмосферу этого романа... Я бы резюмировал роман «Мастер и Маргарита» в четырех словах: с Иешуа скучно, с Воландом интересно». (Архимандрит Рафаил (Карелин). Да никтоже прельстит вас. С. 292—294).

2. Группа «KISS», например, выступала именно в таком хвостатом «прикиде». Впрочем, симптом это уже известный. Популярный в годы «Серебряного века» поэт и содомит Кузьмин, когда сочинял стихи, тоже хвост себе привязывал. Наверно, его муза так хотела. Кстати, об атмосфере творческой жизни того периода хорошо сказала Анна Ахматова:

«Хвост запрятан под фалды фрака...
Я, надеюсь, Владыку Мрака
Вы не смели сюда ввести?»
Так и в наши дни: привязывай хвост и «отвяжись».

3. Пэйдж даже купил дом Кроули на берегу Лох-Несс. Да-да, того самого знаменитого озера, в которое бы не подводные лодки спускать надо, а освятить воду крестом, чтобы инфернальная «рептилия» исчезла навсегда. Такие случаи, кстати, описаны в русской житийной литературе.