I
Летом 1901 г. жена доцента Киевской Духовной Академии Варвара Михайловна Булгакова подавала прошение о переводе старшего сына в Киевскую первую гимназию1. Директор второй гимназии «препровождал свидетельство за № 2175 со срочною к нему ведомостью об успехах и поведении бывшего ученика приготовительного класса гимназиста Булгакова М., свидетельство за № 6323 о его рождении и крещении, свидетельство о привитии предохранительной оспы и копию формулярного списка отца»2.
Не пристрастием к круглым датам объясняется появление этой публикации, но предоставившейся возможностью предположить, что репутация троечника, которую имеет гимназист Михаил Булгаков, им незаслужена.
Известно, что в классической русской гимназии учиться в начальных и старших классах было одинаково сложно; не выдерживая нагрузки, дети оставались на второй год, уходили в академический отпуск, выбывали из школы.
В «срочной ведомости» «приготовишки», которую господин директор первой гимназии получил в 1901 г., было немного отметок — «5» (отлично) по Закону Божьему и «4» (хорошо) по русскому языку, математике, чистописанию и рисованию3. Новый в гимназии ученик сумел «сохранить достоинство» — он в числе десяти из пятидесяти, окончивших первый класс с наградой.
Архивные материалы позволяют увидеть успехи Булгакова в сопоставлении с ведомостями Бориса Богданова, самого известного нам его одноклассника, золотого медалиста. Эти сухие таблицы предназначены заинтересованному читателю.
Итак: из общей ведомости за 1902—1903 учебный год:4
II класс 2-ое отделение | поведение | внимание | прилежание | закон Божий | рус. яз. и словесность | арифметика | математика | география | история | немецкий язык | французский язык | рисование | |
Богданов Борис | I ч. | 5 | 4 | 4 | 3 | 3 | 5 | 3 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 |
II ч. | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | |
III ч. | 5 | 4 | 4 | 4 | 4− | 5 | 4 | 3 | 3 | 5 | 5 | 4 | |
IV ч. | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | |
Годовая оценка | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | |
Общий вывод | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | |
Булгаков Михаил | I ч. | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 3 |
II ч. | 5 | 5 | 5 | 5 | 3 | 4 | 3 | 5 | 4 | 5 | 5 | 3 | |
III ч. | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 3 | |
IV ч. | 5 | 5 | 5 | 5 | 3 | 4 | 3 | 4 | — | 5 | 5 | 4 | |
Годовая оценка | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 4 | |
Общий вывод | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 4 |
Оба мальчика были в числе восьми учеников, перешедших в третий класс с наградой.
Из ведомости за 1903—1904 учебный год:5
III класс 2-ое отделение | поведение | внимание | прилежание | закон Божий | рус. яз. и словесность | латинский язык | арифметика | алгебра | естественная история | география | история | немецкий язык | французский язык | рисование | |
Богданов Борис | I ч. | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 | 3 | 4 | 5 | 4 |
II ч. | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5− | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | |
III ч. | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | |
IV ч | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 4 | 3 | 4 | 5 | 5 | 4 | |
Годовая оценка | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | |
Булгаков Михаил | I ч. | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 3 |
II ч. | 5 | 5 | 4 | Нб | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 5 | 5 | Нб | |
III ч. | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 3 | |
IV ч. | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | |
Годовая оценка | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 |
Из 58 учеников, классным наставником которых был преподаватель французского языка К.А. Деллен, 9 остались на второй год по неуспеваемости, 6 перешли с наградами (Булгаков и Богданов — второй степени).
Из ведомости за 1904—1905 учебный год:6
IV класс 2-ое отделение | поведение | внимание | прилежание | закон Божий | рус. яз. и словесность | латинский язык | алгебра | геометрия | география | история | немецкий язык | французский язык | |
Богданов Борис | I ч. | 5 | 5 | 5 | 3 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 5 |
II ч. | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 3 | 4 | 4 | 5 | |
III ч. | 5 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 5 | |
IV ч. | 5 | 4 | 4 | — | 5 | 5 | 5 | 5 | — | — | 4 | — | |
Годовая оценка | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 5 | ||
Булгаков Михаил | I ч. | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | 5 |
II ч. | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 3 | 5 | |
III ч. | 5− | 4 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5− | |
IV ч. | 5 | 5 | 5 | — | 5 | 4 | 4 | 4 | — | — | — | — | |
Годовая оценка | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 |
Из 58 учеников 3 оставлены на второй год, 6 перешли с наградами (Булгаков — второй степени, Богданов — первой). В этом году преподаватель истории П.Н. Бодянский рекомендовал приобрести для гимназической библиотеки собрание сочинений Диккенса в 10 томах, «Камо грядеши», «Отверженные», «Страдания юного Вертера», произведения Л. Толстого и Ф. Достоевского, а господин попечитель предложил «отменить ограничительные меры по изданию книг Святого Писания на малороссийском наречии»7.
Из ведомости за 1905—1906 учебный год:8
V класс 2-ое отделение | поведение | внимание | прилежание | закон Божий | рус. яз. и словесность | латинский язык | алгебра | геометрия | география | история | немецкий язык | французский язык | |
Богданов Борис | I ч. | 5 | 5 | 5 | — | 5 | 5 | 4 | 5 | — | 4 | 4 | 5 |
II ч. | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 | — | 4 | 5 | |
III ч. | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 5− | |
IV ч. | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | — | 4 | 5 | |
Годовая оценка | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 | |
Булгаков Михаил | I ч. | 5 | 5 | — | 5 | 4 | 4 | 4 | — | 3 | 5 | 4 | |
II ч. | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 5 | 3 | 5 | 5 | ||
III ч. | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | |
IV ч. | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | |
Годовая оценка | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 |
И Богданов, и Булгаков переведены в следующий класс с наградой первой степени, 9 гимназистов из 53 перешли в следующий класс с наградой, 3 остались на второй год, выбыло 3 ученика.
Из 58 учеников VI класса, наставником которого был физик и математик С.П. Слесаревский, по разным причинам выбыло 10 человек, 7 перешли с наградами (М. Булгаков — второй степени)9:
VI класс 2-ое отделение | поведение | внимание | прилежание | закон Божий | рус. яз. и словесность | латинский язык | алгебра | геометрия | физика | история | немецкий язык | французский язык | |
Богданов Борис | I ч. | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
II ч. | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | — | 4 | 5 | — | |
III ч. | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | — | — | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 | |
IV ч. | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | |
Годовая оценка | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | |
Экзамен устный | 5 | 5 | 5 | ||||||||||
Экзамен письменный | 4 | ||||||||||||
Общий вывод | 5 | 5 | 5 | ||||||||||
Булгаков Михаил | I ч. | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 | 3 | 5 | 4 | 4 |
II ч. | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | — | |
III ч. | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | — | — | 5 | — | — | 4 | 4 | |
IV ч. | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 3 | 5 | 4 | 4 | — | 4 | |
Годовая оценка | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | |
Экзамен устный | 5 | 5 | 5 | ||||||||||
Экзамен письменный | 4 | ||||||||||||
Общий вывод | 5 | 4 | 5 |
1906—1907 учебный год, бесспорно, самый тяжёлый для гимназиста Михаила Булгакова и, видимо, некоторые преподаватели ставили ему хорошие оценки по старой доброй памяти, отдавая таким образом дань уважения тяжело заболевшему отцу мальчика, а позже соболезнуя осиротевшей семье. Вопрос об отмене церковнославянского языка как самостоятельного курса, который обсуждался на заседании педсовета10, уже не касался подростка, пытавшегося понять и принять высеченные у подножья могильного креста слова: «Отче Мой! Аще не может чаша сія мимоите от мене, буди воля Твоя».
Ведомость за 1907—1908 учебный год — лишнее подтверждение того, насколько болезненно была пережита Булгаковым смерть отца11:
VII класс 2-ое отделение | поведение | внимание | прилежание | закон Божий | рус. яз. и словесность | философ. пропедевтика | законоведение | латинский язык | алгебра | тригонометрия | физика | история | немецкий язык | французский язык | |
Богданов Борис | I ч. | 5− | 3 | 5 | 5 | 5 | 5 | — | 5 | 4− | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 |
II ч. | 5− | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5− | 4 | 5 | 5 | 5 | |
III ч. | 5− | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | |
IVч. | 5− | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 3 | 5 | 5 | 5 | 5 | |
Годовая оценка | 5− | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | |
Экзамен устный | 5 | 5 | |||||||||||||
Экзамен письменный | 5 | 5− | 5 | ||||||||||||
Общий вывод | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | ||||
Булгаков Михаил | I ч. | 5− | 3 | 4 | 5 | 5 | 4 | — | 4 | 3 | 3 | 4 | 5 | 4 | 4 |
II ч. | 5− | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | |
III ч. | 5− | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 | 3 | 3 | 4− | 4 | 5 | 4 | |
IV ч. | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | 5 | 3 | — | 3 | — | 4 | 5 | 4 | |
Годовая оценка | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 | 3 | 3 | 4 | 4 | 5 | 4 | |
Экзамен устный | 4 | 4 | |||||||||||||
Экзамен письменный | 5 | 4− | 5− | ||||||||||||
Общий вывод | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 | 3 | 3 | 4 | 4 | 5 | 4 |
И последняя таблица, за 1908—1909 учебный год — для нас более привычная12:
VIII класс 2-ое отделение | поведение | внимание | прилежание | закон Божий | рус. яз. и словесность | философ. пропедевтика | законоведение | латинский язык | математика | физика | космография | история | немецкий язык | французский язык | гигиена | |
Богданов Борис | I ч. | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | ||
II ч. | 5 | 5 | 5 | — | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | |
III ч. | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | — | — | 5 | 5 | 4 | |||
IV ч. | 5 | |||||||||||||||
Годовая оценка | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | ||
Булгаков Михаил | I ч. | 5 | 3 | 3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 3 | 2 | 3 | 3 | 4 | 4 | ||
II ч. | 5 | 3 | 3 | — | 5 | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 5 | |
III ч. | 5 | 3 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | |||
IV ч. | 4 | |||||||||||||||
Годовая оценка | 5 | 3 | 3 | 5 | 5 | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 |
Она не опровергает красивой истории о влюблённости молодого человека в Тасю-Татьяну, которой в Москве читал писатель главы своего первого романа, где упоминается «четырёхъярусный корабль, некогда вынесший в открытое море десятки тысяч жизней».
Список учеников VIII класса 2-го отделения, получивших «Аттестат зрелости» в 1909 году13.
1. | Бенард Владимир Николаевич | Сын дейст. ст. сов. | Правосл. |
2. | Богданов Борис Иванович (зол. медаль) | Сын подпоручика | Правосл. |
3. | Богданов Пётр Иванович | Сын подпоручика | Правосл. |
4. | Булгаков Михаил Афанасьевич | Сын ст. советника | Правосл. |
5. | Быхавский Иван Иванович | Из дворян | Правосл. |
6. | Гельцель Вадим Алексеевич | Из крестьян | Правосл. |
7. | Головчинер Гирш Лейбович | Сын врача | Иудей. |
8. | Гудин-Левкович Николай Васильевич | Из дворян | Правосл. |
9. | Гуляницкий Витольд Антонович | Из дворян | Рим-катол. |
10. | Дубинский Ромуальд Стефанович | Сын купца | Рим-катол. |
11. | Енни Вольдемар Гавриилович | Сын купца | Лютер. |
12. | Иванов Сергей Михайлович | Сын врача | Правосл. |
13. | Юзевский Иван | Сын иностранца | Рим-катол. |
14. | Книговский Николай Александрович | Чиновника | Правосл. |
15. | Ковалкин Василий Матвеевич | Из крестьян | Правосл. |
16. | Козачевский Георгий Васильевич | Сын потомств. поч. гражд. | Правосл. |
17. | Колчак Владимир Михайлович | Из дворян | Правосл. |
18. | Карецкий Владимир Иванович | Из мещян | Правосл. |
19. | Крыницкий Владимир Яковлевич | Сын чиновника | Правосл. |
20. | Максимович Степан Иванович | Чиновника | Правосл. |
21. | Морачевский Владимир Андреевич | Чиновника | Правосл. |
22. | Невлинский Казимир Викторович | Из дворян | Рим-катол. |
23. | Пересвет-Солтан Адам Антонович | Из дворян | Рим-катол. |
24. | Перлис Фёдор | Сын врача | Иудей. |
25. | Повало-Швийковский Михаил Евгеньевич | Из дворян | Правосл. |
26. | Пухальский Валерьян Антонович | Из дворян | Рим-катол |
27. | Радзишевский Герард Игнатьевич | Из дворян | Рим-катол. |
28. | Родзянко Николай Антониевич | Из дворян | Правосл. |
29. | Сац Александр Николаевич | Сын помощн. присяжн. повер. | Правосл. |
30. | Стеллецкий Михаил Николаевич | Сын священника | Правосл. |
31. | Супиков Николай Николаевич | Из дворян | Правосл. |
32. | Туточкин Борис Гавриилович | Из мещян | Правосл. |
33. | граф Тышкевич Януш Станиславович (зол. медаль) | Из дворян | Рим-катол. |
34. | Фигурский Леонид Иосифович | Сын врача | Правосл. |
35. | Флоринский Сергей Тимофеевич (серебр. медаль) | Сын чиновника | Правосл. |
36. | Фойнацский Александр Николаевич | Сын доктора | Правосл. |
37. | Хойнацкий Георгий Александрович | Сын действ. ст. советника | Правосл. |
38. | Циффер Александр Станиславович | Из мещан | Лютер. |
39. | Чадов Владимир Кириллович | Из мещан | Правосл. |
40. | Шосткевич Фаддей Станиславович | Из дворян | Рим-катол. |
41. | Щеглов Иван Алексеевич (серебр. медаль) | Сын чиновника | Правосл. |
42. | Щитковский Пётр Алекс. | Сын священника | Правосл. |
II. Закон Божий и Российская словесность в русской классической гимназии (учебные программы и учебные пособия)
14Целью настоящей работы является осмысление особенностей изучения Закона Божьего и Словесности в русской классической гимназии, которую окончил Михаил Булгаков, его братья, друзья, иные представители «беспечального поколения». Изучение гимназической программы и учебников дает возможность сегодня представить круг интересов школьников начала XX века, оценить уровень их знаний, степень их духовного развития.
Согласно правилам приема в Киевскую Первую Гимназию поступали в приготовительный класс дети не младше восьми и не старше десяти лет; в первый класс — не младше десяти и не старше двенадцати.
Для поступления в приготовительный класс требовалось знание текста основных молитв (без объяснения), Символа Веры и десяти заповедей. Приготовишки постигали смысл того, что они знали благодаря родителям и церкви, занимаясь по книгам «Начатки христианского учения» (синодальное издание) и «Молитвы, заповеди и Символ Веры с объяснениями их» (протоиерей Дм. Соколов), по книге Дм. Соколова «Священная история Ветхого и Нового Завета» читали о важнейших событиях: Сотворение мира и человека. Грехопадение первых людей, обетование о Спасителе и наказание за грех. Всемирный потоп. Непочтительность Хама к отцу.
Столпотворение вавилонское и расселение людей. Призвание Авраама и жертвоприношение Исаака. История Иосифа. Рождение и призвание Моисея. Исход евреев из Египта.
Десятисловие. Скиния. Вступление израильтян в землю обетованную. Краткое понятие о временах судей израилевых. Избрание Саула на царство и отвержение его Богом. Победа Давида над Голиафом. Воцарение Давида. Мудрость Соломона, построение им Храма Иерусалимского. Разделение израильтян на два царства и падение того и другого. Понятие о пророках, события из жизни пророков Ильи, Елисея, Даниила.
Рождение Богородицы. Введение во Храм. Рождение Предтечи. Благовещение Пресвятой Девы. Рождество Иисуса Христа. Поклонение волхвов. Сретение Господа Симеоном и Анною во Храме. Бегство в Египет. Крещение Иисуса Христа. Избрание Апостолов.
Преображение Господне. Благословение детей. Воскрешение Лазаря. Вход Господень в Иерусалим. Предательство Иуды. Тайная вечеря. Страдание и смерть Иисуса. Погребение Иисуса Христа. Воскресение и вознесение его на небо. Сошествие Святого Духа на Апостолов. Успение Пресвятой Богородицы.
По книгам «Учебный часослов» и «Учебный псалтырь» (с изъяснением непонятных детям слов) приготовишки читали на церковнославянском языке.
Первоклассники изучали Ветхий Завет по учебнику протоиерея А. Рудакова «Священная история Ветхого Завета». Во втором классе на уроках Закона Божия изучалась Священная история Нового завета по учебнику протоиерея А. Рудакова: на каждом уроке учениками читались на церковнославянском языке отделы из Евангелий, имеющие отношение к содержанию урока.
В третьем классе в программе уроков Закона Божьего было учение о богослужении христианской православной церкви с объяснительным чтением церковных песнопений (предварительные понятия, всенощное бдение, божественная литургия, богослужение великопостное, страстная седмица); в качестве учебника — «Краткое учение о богослужении православной церкви» протоиерея А. Рудакова.
В курсе четвертого класса давалось предварительное понятие о катехизисе, о Божественном откровении, священном предании и священном писании, о священных книгах Ветхого и Нового Завета, о Вере (о символе веры вообще и о происхождении его, разделении его на 12 членов) с разъяснением) — по учебнику митрополита Филарета.
В пятом классе давался пространный катехизис о Надежде и о Любви (учебник митрополита Филарета). В шестом — История христианской православной церкви по учебнику П. Смирнова. В седьмом классе учебником была книга П. Смирнова «Изложение христианской православной веры». В восьмом — «Учение о любви христианской» по учебнику П. Смирнова.
Существовала разнообразная дополнительная литература для гимназистов и их преподавателей, например:
«Искра Божья» (сборник рассказов и стихотворений для чтения в христианской семье и школе, составленный протоиереем Г. Дьяченко);
«Объяснение молитв и церковных песнопений, составленное протоиереем В. Михайловским сообразно с программами всяческих учебных заведений», СПб., 1894;
«Учение о православном богослужении, составленное по новой гимназической программе, с приложением славянской грамматики, словаря славянских слов и церковных перснопений» прот. В. Михайловского, СПб., 1889;
«Духовные посевы» — сборник рассказов, приспособленный к объяснению главных истин катехизационного учения.
Поступив в приготовительный класс, дети осваивали беглое чтение (читать и писать они уже должны были уметь), чтение по церковнославянски; по учебнику «Родина» Радонежского учили наизусть стихотворения («Птичка», «Ворона и лисица», «Стрекоза и Муравей», «Демьянова уха»).
На уроках русского языка в первом классе по сборнику Невзорова читались статьи об учении и образовании, о родителях и детях, о человеке и его свойствах, учились стихотворения «Няня», «Молись, дитя» Никитина, «Школьник» Некрасова, «Родина», «Лесной царь» Жуковского, «Что ты спишь, мужичок?» Кольцова, «Казачья колыбельная песня» Лермонтова, басни — «Любопытный», «Ларчик», «Свинья под дубом», «Мартышка и очки», «Гуси», «Кот и повар».
Для внеклассного систематического чтения рекомендовался выбор книг из Лебедева, в качестве учебников — «Этимология» Кирпичникова, «Хрестоматия» Невзорова, «Систематический диктант» В. Покровского.
Во втором классе по сборнику Невзорова читались статьи о человеке и его отношении к ближним, о религии, природе и русском быте. Учились стихотворения «Киев» Хомякова, «Кто он» Майкова, «Гонец», «Пир Петра Великого», Бесы», «Утопленник» Пушкина, «Воздушный корабль», «Бородино» Лермонтова, басни «Пустынник и медведь», «Волк и кот», «Волк и журавль», «Стрекоза и муравей». Учебники были те же, что и в первом классе.
В третьем классе чтение по сборнику Невзорова (часть 2-я) — описания прозаические и поэтические: повествования, народные былины и сказки, басни, баллады. Учились стихотворения «Кавказ», «Полтавский бой», «Кочубей в темнице», «Летописец» («Пимен») Пушкина, «Лес» Кольцова, «Светлана» Жуковского; басни «Два мужика», «Крестьянин и змея», «Червонец», «Щука и кот», «Волк на псарне», «Лжец», «Пушки и паруса».
В четвертом классе проходили краткий курс теории словесности, читали (учили) стихотворения Пушкина («Мазепа», «Татьяна», «Труд», «Поэт», «Эхо», «Пророк», «Памятник», «К морю», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Он на Родине», «Безумных лет угасшее веселье...»), Лермонтова («Кулачный бой», «Пророк», «Родина», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Выхожу один я на дорогу...»), Жуковского («Летний вечер», «Море»).
Для внеклассного чтения использовалось руководство Лебедева «Детская народная литература». В четвертом же классе изучался, по учебнику Колосова, курс славянского языка (понятие о родственных языках, значение церковно-славянского языка для русского, изобретение глаголицы и кириллицы, переводы и разбор текста Остромирова Евангелия).
В пятом классе по программе истории литературы и теории словесности изучались: народная поэзия (обрядовые песни, заговоры, загадки, свадебные песни, пословицы, сказки);
былины, исторические песни, духовные стихи («Голубиная книга», «Вознесение Христово», апокрифы /«Хождение Богородицы по мукам»/, «Адам и Ева»);
древняя литература: св. Кирилл и Мефодий;
сборники «Пчелы», «Хроники», «Изборники»;
представители литературы XI—XIII веков: епископ Лука, митрополит Илларион и игумен Феодосий;
появление летописей, повестей и сказаний: «Повесть временных лет», «Поучение Владимира Мономаха детям», «Хождение игумена Даниила», «Слово о полку Игореве», «Слово, или Моление Даниила Заточника». Литература XII—XIV веков. «Слова» Серапиона.
В качестве учебников использовались «История русской словесности» А.И. Незелепова (ч. 1), Хрестоматия Алферова и Грузинского «Допетровская литература и народная поэзия»; в качестве пособий — «Десять чтений по русской литературе», изданные Алферовым и Грузинским, «История русской литературы (ч. 1 и 2) В. Сиповского. Общая теория словесности (рифма, народный эпос) преподавалась по учебнику В. Яковлева «Учебный курс теории словесности» и по пособию Шалыгина «Курс теории словесности».
Гимназисты шестого класса знакомились с литературным наследием Максима Грека, митрополита Макария, изучали «Стоглав», «Домострой», «Историю князя Московского», «Переписку Иоанна Грозного с Курбским», «Послание Иоанна Грозного в Кирилло-Белозерский монастырь»; знакомились с творчеством Степана Яворского, Феофана Прокоповича, Посошкова, Татищева, Кантемира, Ломоносова (двух периодов творчества), Тредиаковского (труды в области словесности), Сумарокова (оды и сатиры, комедия «Хорев»). С литературной деятельностью Екатерины II («Наказы», сатирические журналы), Фонвизина («Бригадир», «Недоросль»). Хераскова («Россияда»), Державина (оды).
По теории словесности в программе шестого класса изучались литературный эпос (поэма и ее виды), литературная лирика (виды), ода, сатира (история развития), поэзия драматическая, трагедия (древнеклассическая, шекспировская, нового времени), комедия (история развития).
Для домашнего чтения рекомендовались «Федра» Расина, «Тартюф» и «Скупой» Мольера, «Освобожденный Иерусалим» Торквато Тассо, «Антигона» и «Царь Эдип» Софокла, «Король Лир», «Макбет» Шекспира, «Гроза» Островского, «Василий Шибанов», «Князь Репнин», «Князь Серебряный» и «Смерть Иоанна Грозного» А.К.Толстого.
Узнавали гимназисты в этом курсе и о начале русского театра, об основателе постоянного театра — Ф. Волкове.
Учебниками и пособиями служили: «История литературы» (том 1) А. Незелепова, «Историческая хрестоматия по истории русской словесности (т. 1) В.В. Сиповского, «Очерки по истории западноевропейской литературы» П. Когана, «Очерки по истории поэзии» Житецкого, «Историческая хрестоматия» В. Покровского, «Десять чтений по русской литературе» Алмазова и Грузинского, «История русского театра» (т. 1) Морозова.
Гимназисты седьмого класса изучали творчество Карамзина («Письма русского путешественника», повести, влияние Ричардсона, журнальную деятельность); Дмитриева (сентиментальные стихотворения, сатиру на торжественные оды); Жуковского (повесть «Марьина роща», журнальную деятельность, баллады, поэмы, сказки); произведения Батюшкова, Крылова, Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Кольцова, Гоголя.
Для домашнего чтения рекомендовались произведения Тургенева, Гончарова, Григоровича («Рыбаки и переселенцы»), Толстого, Байрона.
В качестве учебников и пособий использовались: «Очерки по истории русской литературы XIX века» В. Саводника, «Очерки по истории западноевропейской литературы» (т. 2) П. Когана, статьи Белинского, Овсянико-Куликовского и Котляревского о Пушкине, Лермонтове, Кольцове и Гоголе.
В выпускном восьмом классе на уроках словесности рассматривались литературная ситуация в России 40-х гг. XIX в., черты западничества, деятельность Грановского и Белинского, кружок Станкевича, славянофильство, его главнейшие представители (Киреевский, Хомяков, Аксаков), изучалось подробно творчество Тургенева.
Учебником служили «Очерки по истории русской литературы XIX в», пособиями — «Западники 40-х годов» Нелидова, «Ранние славянофилы» Бродского, «Этюды о творчестве Тургенева», «История русской интеллигенции» Овсянико-Куликовского.
В курсе теории словесности рассматривалось историческое развитие литературных форм, мифы, поэзия гимнов, народный эпос, поэма Гомера, средневековый эпос, эпос нового времени, лирика, драма, драма Шекспира, французская классическая драма, рыцарский роман, «Дон Кихот».
Использовался учебник «Теория словесности» Яковлева и «Дополнительный курс теории словесности» Шалыгина. В качестве пособий — «Теория сочинения», «Теория поэзии», «Очерки по истории поэзии» Житецкого, «Чтение об искусстве» И. Тэна, «Современные вопросы эстетики» Гюйо, «Принципы научной критики» Эннекена.
Примечания
В названии — тема сочинения, предложенная преподавателем Я.Н. Шульгиным ученикам VI класса Киевской первой гимназии в 1906—1907 учебном году.
1. Киевский Городской Государственный Архив (КГГА). Ф. 108. Оп. 82. Д. 1a, с. 144.
2. КГГА, там же, с. 141.
3. КГГА, там же, с. 143.
4. КГГА. Ф. 108. Оп. 94. Ед. хр. 79.
5. КГГА, там же, ед. хр. 81.
6. КГГА, там же, ед. хр. 84.
7. КГГА, там же, ед. хр. 80, с. 149.
8. КГГА, там же, ед. хр. 86.
9. КГГА, там же, ед. хр. 88.
10. КГГА, там же, ед. хр. 87, с. 90.
11. КГГА, там же, ед. хр. 90.
12. КГГА, там же, ед. хр. 95.
13. КГГА, там же, ед. хр. 95.
14. Информация из брошюры «Правила о приеме в гимназию и пансион и программы для поступления в Киевскую Первую Гимназию». Киев, 1909 (I—IV классы); 1911 (V—VIII классы).
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |