Представленные материалы объединены местом служения их авторов — научных сотрудников Литературно-мемориального музея Михаила Булгакова, то есть все они «живут и работают в семи комнатах» дома № 13 по Андреевскому спуску города Киева. Все эти, казалось бы, столь разные материалы, являются по существу многослойным комментарием к «киевскому циклу» Булгакова. Точка схода биографии и творчества оказалась отнюдь не самым малым пространством, имеющим не только линейное, но и пластическое измерение. К этому последнему относятся материалы, посвященные истории создания музея писателя в Киеве: статья научного руководителя музея К. Питоевой — о ее экспозиции; статья старшего научного сотрудника Л. Губианури — о стационарной выставке «Что есть истина». Заявленная как музееведческая, она в то же время является вспомогательным материалом для осмысления одной из важнейших тем — булгаковской аксиологии.
Собственно комментаторский блок материалов состоит из двух частей. К первой — биографической — относятся работы младшего научного сотрудника В. Дерид о годах учебы Булгакова в Первой киевской гимназии и научная разработка ведущего специалиста С. Ноженко «Медицина в жизни М. Булгакова». Это не только освоение качественно нового для литературоведа материала, но и попытка осмыслить плодотворность профессии медика для будущего писателя. Желание Булгакова написать историю медицины обернулось созданием в музее работы об истории медицины в Киеве начала XX века и о месте в нем «юного врача».
«Киевский фермент», который связывает воедино все работы, особенно рельефно проступает во втором, комментаторском блоке, представляющем работы ведущего специалиста музея Т.А. Рогозовской. Ее генеральная научная тема «Комментарий к «Белой гвардии»» позволяет развернуть широкое полотно киевской жизни в период, совпадающий с временем действия в романе. Это дает возможность опубликовать найденные ею в многоразличных архивах такие материалы, как дневники киевлян («Дневник Малковой»), Азбуку «Чертовой перечницы», краснокрестовские «дела» и др. Это — документы, позволяющие прожить с Турбиными их «дни» в Городе. Именно этот период «биографии» Киева и Турбиных мало исследован.
Три русла комментариев — биографическое, типологическое и городоведческое — входят в концепцию экспозиции музея и отражены в ее жанре. У Булгакова они определены главными метафорами: «корабль» — гимназия, «светоносный маяк» — университет и «пристань» — дом. Море виделось любителю путешествий как способ увидеть свет. Найденный в музее документ о желании нашего автора поступить в морское ведомство — тому подтверждение. Пока же внутренним, самоценным морем выступает Киев, названный писателем Городом, то есть точкой в великом океане.
Сложное мозаичное полотно? Но Киев привык мыслить не только фресками, но и мозаиками, чему свидетельством служит искусство великого киевлянина Михаила Булгакова.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |