Вернуться к Булгаковский сборник II. Материалы по истории русской литературы XX века

П. Пильский. О фельетоне В. Черноярова «Сборная команда»

Фельетон В. Черноярова «Сборная команда» не претендует на особое место среди критических работ 20-х гг., посвященных творчеству М. Булгакова. Он не выделяется ни резкостью тона и безапелляционностью суждений, как правило, свойственных этим работам, ни желанием подсказать «компетентным органам», как следует распорядиться судьбой М.А. Булгакова. Этим, видимо, и объясняется то обстоятельство, что фамилия Черноярова не была включена ни в один из трех так называемых «списков врагов» М. Булгакова» (Булгаков 1989: 120—121).

Однако, если большинство критиков и их творений вкупе, без называния имен охарактеризованы в известном пассаже романа «Мастер и Маргарита», где главный герой рассказывает Ивану Бездомному историю своего сочинения, то фельетону Черноярова была уготована участь стать источником одного из произведений Булгакова, закрепиться в нем ходом мысли автора, придуманным сюжетным поворотом, узнаваемостью деталей.

Мы имеем в виду одну из побочных линий неоконченного романа «Записки покойника» («Театральный роман»), где Максудов вначале видит афишу с репертуаром Независимого Театра на текущий сезон и встречается с Ликоспастовым и его спутниками, а некоторое время спустя читает в журнале «Лик Мельпомены» за подписью Волкодава фельетон о себе — «Не в свои сани». Сравнение фельетона Черноярова с его описанием в «Записках покойника» может стать одной из составляющих исследования на тему «Основные черты преображения действительности в прозе М. Булгакова», но и в первом приближении ясно, что в романе описан один из вариантов обычной для того времени афиши (классики плюс один выскочка, или один необходимый с идеологической точки зрения современный автор): сохраняется тип вопросов классиков к молодому собрату по цеху («...Мольер, спрашивающий меня, не написал ли я чего-нибудь вроде «Тартюфа» (Булгаков 1990: 492); одинаково использована в названиях реального фельетона и его художественного соответствия идиома; афиша висит на стене или на двери театра; даже цветовой признак «черный» сохранен у Булгакова, хотя и перенесен из фамилии автора фельетона в описание цвета волос Максудова.

Разумеется, можно указать и на ряд разнящих черт, но не вызывает сомнений тот факт, что фельетон «Сборная команда» произвел на М.А. Булгакова острое и глубокое впечатление, весьма близкое к тому, которое он воспроизводит в монологе Максудова («...озлобление мое было безгранично. <...> Дикие мечтания о том, чтобы застрелить Волкодава... (Булгаков 1990: 492), если спустя десять лет он помнил и решил использовать этот фельетон в своем романе.

Литература

Булгаков 1989 Булгаков М. Письма. Жизнеописание в документах. М., 1989.

Булгаков 1990 Булгаков М. Собр. соч. в 5-ти тт. Т. 4. М., 1990.