Вернуться к Булгаковский сборник I. Материалы по истории русской литературы XX века

А. Мейер. Музыка в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» (заметки к теме)

Исследователи, уже обращавшиеся к этой теме1, ставили своей задачей раскрыть и объяснить подлинное значение упоминаемых писателем музыкальных произведений, инструментов, образов, а также указать на многочисленные музыкальные реминисценции в тексте романа.

Так, А.Н. Климовицкий считает, что мир музыки у М.А. Булгакова одушевлён и сопоставлен с природной стихией, поскольку для передачи воздействия музыки используется соответствующая лексика. Полонез «...дул Маргарите в спину...» (254)2, «...оркестр ...окатывал Маргариту звуками...» (254), «...волна ожидания и возбуждения... толкнула Маргариту и ...тут она поняла, что это волна звуковая...» (216).

И.Л. Галинская с помощью музыкальных терминов и их переводов на французский язык пытается объяснить суть образа Коровьева и возникновение прозвища Фагот.

И.Ф. Бэлза впервые говорит о связи некоторых персонажей романа «Мастер и Маргарита» с определённой музыкальной темой (например, образ Воланда сопровождает музыка Шуберта).

Пристальное внимание исследователей к музыкальной линии романа само по себе говорит о значимости этой темы, тем более, что М.А. Булгаков автор более «звуковой» нежели «изобразительный», «цветовой».

Давая подробную характеристику персонажа, М.А. Булгаков, как правило, определяет его и в музыкальных» координатах»: либо ему придана какая-нибудь музыкальная тема, сопровождение и т. п., либо — что не менее значимо — герой на фоне обилия музыкальных реалий оставлен вне музыки вовсе.

Так, например, Кот Бегемот характеризуется звуками марша, который по его приказу «...урезал ...ополоумевший дирижер...» (129) после сеанса черной магии в Варьете.

Азазелло появляется на скамейке рядом с Маргаритой в то время, когда мимо проходит похоронная процессия и звучит опять-таки марш, на этот раз похоронный», — ...удары барабана и звуки немного фальшивящих труб...» (216) и т. д.

Интересно отметить, что не имеют никакого музыкального сопровождения персонажи с явно «музыкальными» фамилиями — Берлиоз, Римский, Стравинский. Вне музыки описывается чума-Аннушка.

Музыкальный «репертуар» романа, как правило, составляют произведения классические, гораздо реже в музыке наблюдается присутствие современности (особое место здесь отведено фокстроту «Аллилуйя!», который появляется еще в одном произведении М.А. Булгакова — в пьесе «Блаженство»; изображение общества будущего позволяет подчеркнуть двойственный, глумливый характер фокстрота, кощунственно обыгрывающего священный текст; впрочем, тот же сатанинский характер носит его исполнение на балу в Доме Грибоедова, описанном как ад.

Хочется отметить еще одну музыкальную реалию романа, которая, существуя как классический текст, в то же время содержит, как представляется, любопытную отсылку к современности. Речь идет о музыкальной характеристике.

Самого глумливого персонажа из свиты Воланда, Коровьева-Фагота, бывшего регента, характеризует эпизод хорового исполнения песни «Славное море — священный Байкал» зрелищным филиалом.

Этот эпизод по-разному трактуется исследователями. Так, А.Н. Климовицкий считает его «...кульминацией музыкально-пародийной театрализации действия...»3, И.Л. Галинская делает особый упор на хоровое исполнение, именно этим эпизодом подтверждая одно из значений прозвища Фагот — 1} шут, который имеет отношение к музыке, 2) еретически настроенный, 3) безвкусно одетый.

Однако эпизод в филиале, как и многие другие, описывающие современную М.А. Булгакову Москву, имел соответствие в реальности.

В 1928 году в МХАТе была поставлена пьеса И. Бабеля «Закат». Факт посещения этого спектакля М.А. Булгаковым приводит в своих «Воспоминаниях» Л.Е. Белозерская-Булгакова, «...В этом же 1928 году мы с М.А. смотрели пьесу Бабеля «Закат» во 2-м МХАТе»4.

Приведем соответствующий эпизод из пьесы, который разворачивается в трактире:

«...Мендель: Песню..!

Хор слепцов в красных рубашках (настраивают гитары. Тягучие их басы запевают.)

Славное море — священный Байкал,
Славный корабль — омулевая бочка,
Эй, баргузин, пошевеливай вал,
Плыть молодцу недалечко.

Мендель: (швыряет в окно пустую бутылку) Бей!

Пятирубель: Ох, и герой же, сукин сын!

Митя (Рябцову): За стекло сколько посчитаем?

Рябцов: Рупь.

Митя: Получайте рупь.

Слепцы поют:

Долго я тяжкие цепи носил,
Долго скитался в горах Акатуя,
Старый товарищ бежать пособил,
Ожил я, волю почуя...

Мендель: Бей!

Пятирубель: Сатана, а не старик!

<...>

Песня гремит все могущественнее.

<...>

Певцы поют во всю мочь.

<...>

Радостными рыдающими голосами поют слепцы последние строки. Окончив песню, они встают и уходят как по команде»5.

Несколько моментов этого эпизода обращают на себя внимание, позволяя считать его возможным источником булгаковского романа: одна и та же песня исполняется именно хором, сходен сам характер исполнения, с разговорными вставками между словами песни: вряд ли М.А. Булгаков, склонный к метафоре, к словесной игре, мог не обратить внимание на то, что слепцы, послушно выводящие один мотив, одеты в красные символического цвета рубашки. К тому же спектакль по пьесе И. Бабеля и начало работы над романом близки по времени.

Исследователи6 отмечали симметричность композиции романа «Мастер и Маргарита». Любопытно, что музыкальная линия романа вполне сохраняет эту симметричность, более того, оказывается одной из основных ее составляющих.

Так, полонез, звучащий в начале погони Бездомного за Воландом, удваивается полонезом, открывающим бал Сатаны. Джаз в Грибоедове также имеет параллель на балу. Описаны два оркестра: оркестр Варьете и оркестр виртуозов, приглашенных Бегемотом. Повторяются музыкальные инструменты — «...праздно-шатающаяся гармоника...» (151), под которую Стёпа Лиходеев плясал в рассказе вампира Варенухи, и «...белые медведи, игравшие на гармониках и танцующие камаринского...» (264). Гул золотых тарелок звучит сразу в трех залах: в Доме Грибоедова, Варьете и на балу у Сатаны.

Безумная пляска в Грибоедове изображена au pendant к грандиозному вальсу, в котором, «...поражая чистотой движений, вертясь в одном направлении, стеною...» (267) танцевали гости Воланда.

Музыкальные произведения, упомянутые в романе до сцены бала, следуют почти в той же последовательности, что и на балу у Сатаны, это — полонез из оперы «Евгений Онегин», джаз в Грибоедове, играющий фокстрот «Аллилуйя», звон золотых тарелок, заглушающий музыку адской пляски в залах Дома Грибоедова. Бал Воланда начинается полонезом, дующим Маргарите в спину, затем следуют джаз и фокстрот «Аллилуйя», звон золотой тарелки и вальс, в котором кружились гости Сатаны.

И в раннем наброске отдельных глав третьей редакции романа, и в окончательном тексте романа происходящее в Доме Грибоедова постоянно характеризуется как Ад. («...И давно, давно я понял, что в дымном подвале в первую из цепи страшных московских ночей я видел ад...»)7, то же в каноническом тексте: «...И ровно в полночь в первом из них (залов) что-то грохнуло, зазвенело, посыпалось, запрыгало... заплясали оба зала... Грохот золотых тарелок в джазе иногда покрывал грохот посуды, которую... спускали в кухню. Словом, ад...» (61). Между тем ирреальная Москва на балу у Сатаны изображена величественной, стройной, внутренне непротиворечивой, вечной.

Столкновение двух Миров: Мира Жизни — хаоса и звуковой дисгармонии — и Мира Смерти — гармонии и красоты музыки — естественным образом разрешается уходом Мастера и Маргариты в вечный и гармоничный Покой.

Примечания

1. Климовицкий А.Н. Опера Сергея Слонимского «Мастер и Маргарита» // Проблемы театрального наследия М.А. Булгакова. — Л., 1987; Галинская И.Л. Шифры Михаила Булгакова. Загадки известных книг. М.: Наука, 1986; Бэлза И.Ф. Генеалогия «Мастера и Маргариты» // Контекст-1978. М.: Наука, 1979; Гаспаров Б.М. Из наблюдений над мотивной структурой романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Даугава, 1988. № 10—12; 1989. № 1.

2. Булгаков М.А. Собрание сочинений в 5 т. Т. 5. М.: Худ. литература, 1990. Далее ссылки на роман «Мастер и Маргарита» даются непосредственно в тексте работы с указанием страницы после цитаты.

3. Климовицкий А.А. Опера Сергея Слонимского «Мастер и Маргарита». С. 105—106.

4. Белозерская Л.Е. Воспоминания. М.: Худ. литература, 1990.

5. Бабель И. Закат // Избранное. — М.: Худ. литература, 1966. С. 335—336.

6. Гаспаров Б.М. Из наблюдений над мотивной структурой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Даугава. — 1988. № 10—12. 1989. № 1; Яновская Л.М. Творческий путь Михаила Булгакова. М.: Худ. литература, 1983; Соколов Б.В. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». М.: Наука, 1991.

7. ОР РГБ, ф. 562, оп. 6, ед. хр. 3, л. 4.