Творчество М.А. Булгакова явилось результатом столкновения двух пространств: внутреннего ценностно-смыслового мира писателя и внешнего советского, мифологизированного.
Вывод о демифологизирующей роли творческого наследия Булгакова, как одной из сторон его деятельности, не приуменьшает значение его самого как сложного и многопланового художника, творчество которого выходит за рамки какого-либо одного подхода. Однако, писатель жил и работал в определенных общественно-исторических условиях, чьи реалии воздействовали на сознание и нашли отражение в его произведениях. Творчество Булгакова стало (по М.М. Бахтину) тем самым ответственным поступком творца, исключающим равнодушие и бездействие.
Булгаков, как большой оригинальный Художник, осуществил самобытное мировоззренчески-индивидуальное построение своих произведений. Раскрытие и разрушение писателем содержания советских мифов не исключило активное привлечение им самим мифологических построений и разнообразных мифологем. Исследователи вопросов булгаковской мифопоэтики (В. Вербенко, Е.О. Пенкина К.С. Ковач и др.) делают вывод, что в структуру его произведений заложен Миф. Причем автор использует все типы мифа: и архаический, и античный, и евангельский, и библейский. В его произведениях просматриваются универсальные мифологемы дома, света, города, страха и т. д. Миф лежит в основе всех художественно-структурных построений булгаковских текстов. Он используется им как единственно возможное средство передачи глобального уровня обобщений.
Миф в качестве сильного средства воздействия на сознание использовался и Булгаковым, и литературными представителями творческого метода «социалистический реализм». Но принципиальная разница заключается в назначении их мифологических построений, их смысловой нагрузке.
В сфере советской литературы 20—30-х годов XX столетия сформировались мифы о «пролетарской литературе» и русской классической литературе, в значительной мере влиявшие на реальное общественное сознание.
Сопоставление творчества Булгакова с советскими литературными мифотворцами и определение места русской классики в системе ценностей писателя раскрывают сущность его позиции по отношению к современной литературе и связанной с ней тенденциями мифологизации и мифотворчества. В результате выявляется роль писателя в качестве демифологизатора по отношению к мифам, продуцируемым теоретиками и практиками соцреализма, в процессе актуального освоения советского культурного пространства.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |