Томск — это университетский город, Сибирские Афины и маленький Париж, расположенный вдали от центра на несколько тысяч километров. Он имеет свой культурный код и фронтир, связанные с пребыванием в разное время известных писателей и исследователей, философов и историков, которые отражены в литературных произведениях, трудах ученых. В нем немало музеев и интересных исторических объектов. Поэтому в Томской области сложилась своя практика использования музейной педагогики и краеведения в образовательной деятельности со школьниками.
Ученые и педагоги понимают, что в настоящее время наиболее системно, последовательно и глубоко обучение и воспитание личности происходит в урочной и внеурочной деятельности. В наше время урок литературы все более отчетливо обретает характер диалога со слушателем (учащимися), временем и эпохой.
Педагогический опыт убеждает, что наиболее действенно вести урок на трех уровнях его диалогического построения: культурологического, мировоззренческого и нравственного. Прежде всего, необходимо укрепить культурологическую основу урока, расширить осмысление литературы как словесного мастерства, диалога культур или диалога в культуре. Это возможно в интеграции с краеведением, музейной педагогикой. Литература сама обогащает их своим опытом исканий и достижений. Союз художественной литературы с искусством при изучении биографии писателя, культуроведческом и комплексном анализе произведения, активизирует возможности каждого человека: ставя его в «систему исторической необходимости» (И. Крамской). В жизненном воплощении главной задачи — воспитание человека в человеке — искусство приближается к педагогике, а сама педагогика становится искусством [13, с. 4—6]. Поэтому можно считать, что и краеведение активизирует возможности ребенка, его творческую и исследовательскую деятельность, заставляет по-иному взглянуть на литературное произведение, рассматривать его в диалоговом пространстве.
В живом контексте взаимообогащений значительная роль принадлежит также музейной педагогике, которая рассматривается как интегративная область педагогического знания (К. Фризен), обеспечивающая связь между музеями, их коллекциями и посетителями (А. Фогт). Это наука о воспитании средствами музея, а музейная дидактика — посредническая миссия музея (В. Хильгерс). Исследователь М. Юхневич выделяет ее как научную дисциплину на стыке музееведения, педагогики и психологии, а ее предметом обозначил культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации [16]. Современный российский исследователь Б. Столяров дал определение музейной педагогике как области научно-практической деятельности современного музея, ориентированной на передачу культурного (художественного, духовного) опыта через педагогический процесс в условиях музейной среды. Данное определение можно считать основополагающим для организации образовательной деятельности с использованием музейной педагогики [14].
Переосмысление образовательной и воспитательной концепции музея вызвано современной ситуацией, развитием информационной среды, в том числе интернета. Главную цель образовательно-воспитательной деятельности музеев исследователи видят в формировании у ребенка способности к творческому восприятию того или иного феномена культуры, органичного включения его в культурную сферу, ее освоение и присвоение ценностей, установок на близком и реально видимом материале [4, 11].
В Федеральном законе «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» музей определяется как «учреждение культуры, созданное для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций» [6].
Подобное толкование рассматривается в исследованиях Л.М. Поплевиной, которая уточняет феномен музея как «социально-культурного учреждения, сохраняющего, изучающего, представляющего образцы материальных свидетельств развития природы, культуру общества в соответствии с социальными потребностями, а также возможности для организации самостоятельной деятельности и стимулирования ее развития» [9].
Процесс творческого осмысления духовных ценностей, происходящий в музее, создает новые отношения между ребенком и экспонатом, ребенком и общественной средой. «Музей есть высшая инстанция, которая должна и может возвращать жизнь...» [15]. Это емкое толкование, данное русским философом Н.Ф. Федоровым, также определяет сущность музея и подчеркивает его историческую ориентацию.
Рассматривая сущность и основные формы музейной коммуникации, можно говорить о коммуникативной природе образовательного процесса в музее, о значимости музейной педагогики в образовательной деятельности, в том числе при проведении уроков литературы [3, 6]. Содружество музея и школы позволило в последнее время приступить к поиску новых форм их взаимодействия в рамках, как внеурочной работы, так и дополнительного образования, которое всем своим содержанием ориентировано на саморазвитие и самореализацию творческой активности человека [14, с. 94—95]. При этом в современных условиях действительно эффективное преподавание литературы требует органичного сочетания всех форм и видов классных и внеклассных занятий, широкого развития самостоятельности учащихся [5, с. 3].
Словесники все чаще стали использовать на уроках ресурсы музейной педагогики и краеведения, сочетать работу над текстом с анализом архивных источников, фотофондов, перепиской писателя, иллюстраций, расширяя пространство развивающей образовательной среды, поисково-исследовательской деятельности. На уроках литературы такой материал очень важен, так как учебники иллюстрированы недостаточно, а красочное слайд-шоу о писателе или поэте дает более запоминающее представление о его жизни.
Музей в условиях глобальной визуализации культуры, осваивая через диалог культуры традиционной и новой — порожденной технократическими процессами — сложную картину современного художественного развития, включается в педагогический процесс как школа визуального мышления, приобщающая ребенка и учителя к окружающему миру с помощью произведения искусства и пространство, аккумулирующее художественно-эстетический опыт человечества [14, с. 117].
Мысль о том, что целесообразнее подготовить учителя, предоставив ему миссию экскурсовода (музейного педагога), высказанная еще в первые десятилетия XX в., приобрела особую популярность сегодня как в западных странах, так и в России [14, с. 177, 184]. Форматом деятельности современного учителя являются виртуальные экскурсии по музеям страны и мира, характерные для нашего сибирского города Томска ввиду его отдаленности от культурных центров России. Такие экскурсии могут быть размещены как на порталах самих музеев, так и подготовлены педагогами и учащимися как исследовательские работы. Они включают путешествие по залам музея, портреты писателя, фотоматериалы, личную переписку и т. д. Виртуальная экскурсия, как показала практика, является одной из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы.
Если на уроке литературы слово является основным каналом передачи информации, то виртуальные экскурсии позволяют расширить диапазон восприятия учебного материала через виртуальный, зрительный ряд, способствуя повышению эффективности усвоения учебного материала [1, с. 22—24].
Применительно к творчеству М. Булгакова все виртуальные литературные экскурсии можно разделить на следующие виды [8, 12]:
• литературно-биографические — это экскурсии, связанные с жизнью и биографией писателя;
• литературно-краеведческие — это экскурсии по местам, которые хранят память о жизни и творчестве писателя;
• историко-литературные, раскрывающие определенные периоды развития русской национальной культуры и литературы;
• литературно-художественные экскурсии по мировым выставочным залам (где хранятся картины и иллюстрации к произведениям писателя, выполненные художниками и так или иначе причастные к сюжетам его произведений);
• обзорные сайты, где собрано несколько виртуальных экскурсий в рамках знакомства с одним писателем.
На практике деление экскурсий на четко определенные труппы носит условный характер. Литературные виртуальные экскурсии могут проводиться во время вступительных занятий при изучении биографии М. Булгакова [2] с целью показа исторической эпохи, в которой он жил и творил. Значительно обогащают диалог со слушателем отрывки из воспоминаний Лидии Яновской [17], многие годы занимавшейся изучением творчества М.А. Булгакова, автора многих статей и публикаций, которые впервые вводили в литературный обиход новые материалы жизни. Так воспоминания о детстве писателя — это своего рода виртуальная экскурсия по городу и местам, где родился и жил писатель в Киеве.
На странице виртуального сайта [8] находим полезную для урока информацию: «Булгаков на целых четыре года обосновался в пятидесятой квартире дома номер десять (или, если вам больше по душе реалии «Мастера и Маргариты», номер 302-бис) по Большой Садовой улице. Через несколько лет в этой же квартире поселится шайка Воланда, заблаговременно устранив прочих жильцов, да и спалит дом ко всем чертям. А, может, и не в этой квартире устроится дьявол, а в тридцать четвертой — в нее Булгаков переберется из пятидесятой за полгода до того, как навсегда оставить этот дом. Кто знает? Скорее всего, просто проделал Михаил Афанасьевич свой любимый фокус: смешал в романе две квартиры в одну. Вот и Фагот, встречая Маргариту в этой квартире, что-то толковал ей про квартирные комбинации и пятое измерение...».
В продолжение виртуальной экскурсии предлагаем школьникам отправиться посмотреть места, которые вдохновили писателя. В ходе пешеходной экскурсии по Москве Михаила Булгакова мы узнаем историю Патриарших прудов, а также пройдёмся по аллее, где на одной из скамеек вели беседу с Воландом Михаил Берлиоз и Иван Бездомный, — присядем на неё и мы; узнаем, каким причудливым и действительно мистическим образом пересеклись судьбы самых разных выдающихся людей — Михаила Булгакова, Максима Горького, Владимира Маяковского, Фёдора Шехтеля, Павла Рябушинского и Иосифа Сталина.
При отборе материала школьникам нужно показывать такие портреты, чтобы они увидели главные черты характера писателя, рассказывающие, в какой период его жизни он выполнен. В средних и старших классах можно сообщать краткую историю портрета, провести сравнение двух-трех портретов. Оценка и сопоставление работы художников помогают глубже понять литературное произведение.
Часто используются картосхемы, на которых отмечаются путешествия писателей, литературные места страны. С помощью них можно повторять отдельные страницы жизни писателя, устанавливать связь событий его жизни с творчеством. Составляются такие карты обычно учащимися в процессе изучения программных тем или во время кружковой работы [10, с. 44—47, 55].
Выполнение таких заданий школьниками можно отнести к разряду творческих работ с исследовательским компонентом. Их результаты учащиеся представляют на ежегодных региональных Открытых Музейных краеведческих чтениях, проводимых совместно с НИ ТГУ, Томской семинарией на базе школы № 32 г. Томска.
Открытые чтения — это новый формат образовательных событий на сетевой основе, объединяющих аналитическую, исследовательскую и образовательную линию действий участников. При этом по Б.Д. Эльконину, событие не является следствием и продолжением естественного течения жизни. Событие связано как раз с перерывом этого течения и переходом в другую реальность. Оно предполагает очень серьезную, трудную и напряженную работу и переживание [7].
В ходе образовательного события «движения в теме» и осуществления пробы ответственного и осмысленного действия, направленного на себя самого, в публичном пространстве происходит работа по построению таких компетенций, как коммуникативная и проектно-исследовательская, что отвечает требования нового стандарта образования в России. За последние три года школьниками с использованием архивных и других музейных материалов выполнено 267 проектно-исследовательских работ. Это свидетельство признания музейной педагогики как значимого ресурса в образовательной деятельности современной школы.
Литература
1. Александрова Е.В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы / Е.В. Александрова // Литература в школе. — 2010. — № 10. — С. 22—24.
2. Боборыкин В.Г. Михаил Булгаков: кн. для уч-ся ст. классов. — М.: Просвещение, 1991. — 208 с.
3. Богуславский С.Р. Школьный литературный музей-клуб: кн. для учителя: из опыта работы. — М.: Просвещение, 1989. — 159 с.
4. Вансалова Е.Г. Музейная педагогика // Воспитание школьников. 2000. № 4. С. 27—42.
5. Гуревич С.А. Организация чтения учащихся старших классов: кн. для учителя: из опыта работы. — М.: Просвещение, 1984. — 206 с.
6. Закон РФ «О музейных фондах РФ и музеях РФ» от 26.05.1996 № 54 [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://museumlaw.ru/muzei // Музейные и околомузейные законы (дата обращения: 12.01.2017).
7. Медведева Е.Б. Музейная педагогика как новая научная дисциплина // Культурно-образовательная деятельность музеев: Сборник статей — Москва, 1997. С. 36—42.
8. Музей Михаила Булгакова, — URL: http://www.bulgakovmuseum.ru/ (дата обращения: 11.01.17)
9. Поплевина Л.М. Пути повышения эффективности культурно-просветительной деятельности музея: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05 / Поплевина Людмила Михайловна. — 1982.
10. Прессман Л.П. Кабинет литературы: пособие для учителя. — 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1983. — 144 с.
11. Сигаева Ю.А. Опыт использования информационно-коммуникационных технологий на уроке / Ю.А. Сигаева // Литература в школе. — 2010. — № 1. — С. 45—46
12. Соколов Б.В. Булгаковская энциклопедия. — URL: http://www.bulgakov.ru/ (дата обращения: 12.01.17).
13. Старкова З.С. Содружество искусств на уроках литературы: кн. для учителя: из опыта работы. — М.: Просвещение, 1988. — 160 с.
14. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: учеб. пособие. — М.: Высш. шк., 2004. — 216 с.
15. Федоров Н.Ф. Музей, его смысл и назначение [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://dugward.ru/library/fedorov/fedorov_muzey.html // Литература и жизнь. М., 2008. (дата обращения: 10.01.2017).
16. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике. — М.: Рос. институт культурологии, 2010. — 137 с.
17. Яновская Л.М. Творческий путь М. Булгакова — М.: Советский писатель, 1983. — 320 с.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |