Михаил Афанасьевич Булгаков — один из выдающихся прозаиков XX века. Родившись в Российской империи, в 1907 году в Харькове, расцвет его творчества пришелся на сложное время трансформации советского государства 1920—1930-х гг.
Его наследие давно привлекает внимание исследователей, среди которых значительный вклад сделали М. Чудакова, Б. Соколов, А. Вулис, В. Лакшин, Н. Степанов, И.Л. Галинская и др.
Вместе с тем, не все стороны многогранного таланта М. Булгакова раскрыты в полной мере. Прежде всего стоит обратить внимание на философско-историческое, политическое содержание творчества прозаика. Кроме того, основными предметами изучения становились наиболее знаковые произведения М.А. Булгакова. Они хорошо и подробно изучены с разных сторон словесниками, историками, правоведами и т. п. Менее изученными остаются малые литературные формы писателя: рассказы, фельетоны, панфлеты. На них и обратим мы свое внимание.
Уже когда внутреннее несогласие с советской властью приобрело внешние формы противостояния, Михаил Булгаков в знаменитом письме Правительству СССР (1930 г.) так определил для себя особенности своего писательства — «черные и мистические краски..., в которых изображены бесчисленные уродства нашего быта, ...глубокий скептицизм в отношении революционного процесса, происходящего в моей отсталой стране, и противопоставление ему излюбленной и Великой Эволюции, а самое главное изображение страшных черт моего народа, тех черт, которые задолго до революции вызывали глубочайшие страдания моего учителя М.Е. Салтыкова-Щедрина».
Как человек талантливый и творческий, перипетии собственной судьбы, судеб его родных и близких нашли отражение в его произведениях. Через сюжеты этих произведений, действующих лиц автор, пропуская события через свое воображение, мироощущение, миро-понимание и жизненный опыт, открывает перед нами действительность.
Особое влияние на взгляды М.А. Булгакова оказала гражданская война, которая застала писателя в Киеве. Эти события во всех красках и подробностях стали конвой его романа «Белая гвардия», и созданной на основе этого романа пьесы «Дни Турбиных». В этот период обнаруживается и тема конфликта с властью, которая прослеживается на протяжении всего творчества и биографии М.А. Булгакова. Уже в ранних произведениях, в «Дьяволиаде» (1924 г.) присутствует противостояние личности и государства, а в «Записках на манжетах», рассказе «Богема» (1922 г.) затрагивается тема продажности творческих людей, попирающих честь художника и творца, идущих на сделку с властью, а значит и с собственной совестью. В последующих произведениях эта тема приобретает более глубокое звучание — пьеса-памфлет «Багровый остров» (1927 г.), незавершенное мемуарное повествование «Тайному другу» (1929 г.). Особенную выразительность эта тема имеет в «Мастере и Маргарите».
Еще одна тема, которая переплетается первой и прослеживается на протяжении всего жизненного пути — критика окружающей действительности, советского строя. Одним из ранних произведений автора был сборник рассказов «Записки на манжетах», в которых «посредством волшебных появлений и исчезновений, колдовства, фокусов и тому подобного...», с присущим ему сатирой Булгаков передает очевидную нелепость и иррациональность наблюдаемых им аспектов социального устройства. И эта социальная действительность выглядит мрачной.
Сошлемся на вывод одного из современных исследователей творчества писателя, которая выделяет в «Записках юного врача» (1927 г.) образ России, как темной нищей страны.
Продолжая эту тему в другом произведении, в повести-антиутопии «Роковые яйца» (1927 г.) писатель обращает внимание на материальное процветание страны, сочетающиеся с деспотизмом. Черты вымышленного государства в произведении легко угадываются в советской действительности. В теме конфликта личности и государства в повести чувствуется наступление катастрофы, ведущей к плачевным последствиям, виновником которых становится тоталитарное государство. А исследователь Б. Соколов высказывает предположение о том, что профессор Персиков — это некая пародия на Ленина.
Стоит не согласиться с такой точкой зрения. В той обстановке, в которой существовал Булгаков, писатель не мог себе позволить прямую аналогию.
Это не единственный пример. Рассматривая религиозно-философские аспекты романа «Мастер и Маргарита», другой исследователь творчества М. Булгакова А.Б. Баркова высказывает предположение, что прототипом Воланда являлся В.И. Ленин-Ульянов. А Александр Эткинд, в своей работе «Толкование путешествий», указывает на американского посла в СССР Уильяма С. Буллита в качестве прототипа «князя тьмы» одновременно с Владимиром Маяковским.
Многие десятилетия спустя желания читателей, исследователей найти прозрачные намеки, прямые аналогии с какими-либо историческими личностями, говорят об очень глубоком проникновении Михаилом Афанасьевичем в природу большевистской власти, в происходящую трансформацию русского общества и государства.
Через аллегории, используя широкий спектр художественных приемов, М. Булгаков выражает свое отношение к государству. Чего только стоит его крылатая фраза: «нет документа — нет проблемы», выражающую суть бюрократизма в стране. Или фраза из той же повести — «Дворники из пролетариев самая гнусная мразь».
Другой эпизод незабвенного произведения «Мастер и Маргарита», связанный с похищением одежды. Ведь совершенно прозрачно автор показывает, что одежда, как документ — визитная карточка, удостоверяющая социальный статус человека. А исчезновение одежды, как вид наказания, которое ведет к исчезновению самой личности.
Ярчайшим воплощением критики «диктатуры пролетариата», используя весь арсенал сатиры, мы находим в «Собачьем сердце». Воплощением власти становятся два героя «Собачьего сердца» — «Шариков» и «Швондер».
Булгаков по-своему видит и описывает общественную ситуацию в стране глазами очевидца, а не историка. В этом описании важными становятся детали. Например, плакат с надписью «Возможно ли омоложение?». Как это похоже на другой лозунг: «Вся Власть Учредительному собранию!» Другой пример касается первого слова произнесенное Шариковым — «главрыба». Профессор заставляет Шарикова произнести слово наоборот — «абыр-валг», что делает комичным всю власть. Но именно так видит окружающую действительность прозаик. Швондер выступает как апологет новой насаждающейся, еще несовершенной, идеологии, приобретающей в лице такого индивида уродливые формы. Задача новой власти убить, разрушить все прошлый устои. И как «диагноз» всей системе звучит фраза профессора Преображенского о разрухе в голове, положенной в основу советского государства.
Со всем искусством художественного слова писатель дает нам понять его личное отношение к большевистскому строю, характеризуя его. Совершенно пророческими выглядят диалоги Преображенского и Борменталя о дальнейшем пути таких «пролетариев», заселяющихся в шикарные исторические особняки, вводящих новый лексикон и убивающих русский язык новообразованиями, но и боящихся этой же системы и жестокой расправы от нее.
М. Булгаков в своих произведениях не только подвергает критике советский режим, но формулирует представления о своих идеалах. Видение военной доктрины советского государства можно найти в пьесе «Адам и Ева». Стоит согласиться с доводами Марии Шнеерсон, которая в своей публикации объединила пьесы «Блаженство» и «Адам и Ева» в некую дилогию изображения идеального общества будущего. Идеал Булгакова — коммунизм, социум, возникающий в процессе борьбы над капитализмом. Однако и оно (действия пьесы «Блаженство» разворачиваются в XXIII в.) остается тоталитарным. Вечным остается конфликт и интеллектуальной элиты с властью, который не имеет разрешения. Еще более ясное представление об устройстве власти мы получаем из слов героя «Мастера и Маргариты» Иешуа: «всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть».
Таким образом, следует говорить о сверхкритичном отношении, категоричных взглядах писателя в отношении государства большевиков в произведениях. А каково было отношение М. Булгакова к Советской власти в жизни? Мариэтта Чудакова, давая интервью на радио «Свобода» 18 июня 2016 года со всей определенностью высказалась о том, что «он ненавидел Советскую власть, я просто уверена в этом... Потому, что Советская власть с той идеологией, которая была у Ленина она с самого начала держалась на насилии».
Надо признать, что отношения М. Булгакова и власти в советской стране складывались непросто, имели персонификацию в личности И.В. Сталина. Долго оставались «тайной» и во многом мифологизировались, как впрочем и биография писателя, и содержание его произведений. Покровительство такого рода подтверждалось фактами из биографии и творческой жизни писателя: предоставление места режиссера МХАТА, возвращение в репертуар спектакля «Дни Турбиных» и др. Но на «знания» подобного рода в тот период было положено «табу». Никаких документальных доказательств этому не было, кроме известных писем и звонка И.В. Сталина М. Булгакову.
Сложившееся в 30-е гг. XX в. общественное мнение о покровительстве со стороны И.В. Сталина, стали причиной сложных отношений Михаила Афанасьевича с, представителями советского писательского цеха: В. Катаевым, Ю. Олешей и др.
В конце 1920-х и в 1930-е гг. в биографии М.А. Булгакова происходят разительные перемены, которые окончательно определяют его отношения с окружающей реальностью, и, как метко отмечает один из ведущих исследователей М.А. Булгакова Мариэтта Чудакова, формируют его как гениального прозаика. Окончательно складываются взаимоотношения писателя с государственной властью, с советским государством.
За свои произведения, едкую сатиру на страну «диктатуры пролетариата» Булгакова долгое время не печатают, что создает жизненные материальные трудности, доводит самого писателя «до крайности». Это толкает писателя на письма власти.
После второго письма, писатель получает место режиссера в МХАТе и целый год получает там зарплату, хотя продолжает действовать запрет на его опубликование, а в 1936 г. он становится либреттистом-консультантом Большого театра, а пьесы которые он пишет имею воплощение в постановках.
С одной стороны, под давлением внешних факторов, писатель идет на негласное соглашение с советской властью. И суть этой сделки состояла в том, что власть создает ему бытовые условия, а в ответ он обещает в одном из своих произведений литературно, философски обосновать неизбежность возникновения советского государства. Обещание свое Михаил Афанасьевич выполняет, художественно описывая такую позицию в романе «Мастер и Маргарита». Но власть не поняла глубокие сентенции «Мастера» в отношении устройства государства и не нашла ничего лучшего для себя как запретить печатать сам роман и другие творения писателя.
Уже в 60—70-ее гг. XX в. М.А. Булгаков становится одним из символов борьбы с Советской властью, а в годы «перестройки» к этому образу добавляется образ «страдальца от сталинизма». Взаимоотношения Булгакова и власти, а именно писателя и Сталина, мифологизируется. Такое мнение авторов обычно подкрепляется цитатой знаменитого письма к Правительству СССР, где Булгаков просит отпустить его из СССР.
Кроме того, в 1930-е гг. кардинальные изменения коснулись и личной жизни Булгакова. Писатель создает новую семью с Е.С. Шиловской, официальные отношения которой с НКВД почти не скрывались. Таким образом, Булгаков попадает под тотальный контроль власти.
С другой стороны, Булгаков продолжает через образы демонстрировать отношение к власти.
Ряд пьес содержит образы императоров: Николая I (пьеса «Александр Пушкин»), Ивана Грозного (пьесы «Блаженство», «Иван Васильевич»), Николая II (пьеса «Батум»), Петра I (либретто оперы «Петр Великий»). Внимательное и глубокое изучение этих образов позволяет сделать вывод, что через них писатель излагает собственные мировоззренческие взгляды, показывая масштабность своего творчества и личности.
Стоит согласиться с мнением Риты Джулиани, что сопоставление известных фактов из жизни русских царей с текстами писателя делает возможным «приоткрыть способ шифровки мыслей, которые он хотел запечатлеть в своих произведениях, но не высказывать прямо».
В письме 1930 года Булгаков достаточно резко критикует большевистскую власть, но вскоре пишет пьесу «Батум», в которой настолько подобострастен, что даже сам «прообраз» главного героя (И.В. Сталин) оторопел.
Такие метания демонстрируют сложное эмоциональное состояние писателя, которое лучше всего выразила другой выдающийся мастер слова, поэтического — Анна Ахматова в стихотворении «Памяти М.А. Булгакова».
Вот это я тебе, взамен могильных роз,
Взамен кадильного куренья;
Ты так сурово жил и до конца донес
Великолепное презренье.
Ты пил вино — ты как никто шутил
И в душных стенах задыхался,
И гостью страшную ты сам к себе впустил
И с ней наедине остался
Подводя итоги и соотнося социально-политические процессы России 20—30-х гг. XX в. и творчество М. Булгакова, нельзя не отметить, что в своем полете художественной мысли прозаик проникал в глубь социально-политических явлений окружающей его действительности и предсказывал развитие общества на много лет вперед, опережая свое время, «устанавливая прямую зависимость между перспективами развития общества и состоянием личности». Выбрав своим главным писательским оружием сатиру и талантливо используя ее, писатель в своих произведениях показывает окружающую обстановку в гротесковой манере, что позволяет наиболее ярко обнажить нелепости и противоречия общественного строя страны.
В заключение необходимо отметить и то, что взаимоотношения Булгакова и власти были сложные и противоречивые, характеризовались метаниями, попытками найти внутренний и внешний компромисс с советским строем, что безусловно нашло отражение в его произведениях. Лучше всего об этом скажут слова прозаика, которыми он завершает свой роман «Белая гвардия»: «Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?»
Литература
1. Аксененко С. Зачем нужен Сталин. — М., 2010.
2. Ахматова А.А. Собрание сочинений в шести томах. — М.: Издательство: Эллис Лак, 1998.
3. Булгаков М.А. Избранные сочинения. В 3-х т. Маргарита. — М., 1984.
4. Возвращенные имена русской литературы. Аспекты поэтики, эстетики, философии. — Самара, 1994—1997 гг.
5. Николенко О.Н. От утопии к антиутопии: О творчестве А. Платонова и М. Булгакова. — Полтава, 1994.
6. Письмо М.А. Булгакова Правительству СССР от 29 марта 1930 г. [Электр, ресурс]. Режим доступа: http://modernlib.ru/books/bulgakov_mihail_afanasevich/pismo_pravitelstvu_sssr/read. Электронная библиотека ModernLib.Ru. (Дата обращения. 1.06.2017)
7. Шнеерсон М. «Лучший слой в нашей стране». Заметки о Булгакове // Новый журн. = New rev. — Нью-Йорк, 1993. — Кн. 192—193.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |