Литература XX века, испытавшего потрясения социальных революций, полемизирует с литературой второй половины XIX века, в том числе с творчеством М.А. Булгакова. Но тем и богаче наше литературное наследие, что в нем есть разные точки зрения на пути развития общества.
Художественные условности прозы Булгакова — исключительная сюжетная причудливость, внешнее неправдоподобие ситуаций и деталей — с трудом поддаются пониманию. В «Мастере и Маргарите» переплелись сатира, реализм и фантазия, это произведение определяют как роман-миф. Писатель стремится расширить реальное время и пространство за счет включения текста в текст, показать взаимосвязь событий, в то же время сосредоточивая внимание на универсальном и культурно-исторически далеком более, нежели на близкой реальности. Интересно переплетаются причины и следствия происходящих событий. Так, прокуратор Иудеи, считая невозможным самому освободить осужденного, предлагает сделать выбор первосвященнику, но решение Каиафы повлияет на будущее всего мира, а Пилату на века подарит сомнительную славу.
Говоря об идейном содержании произведений М.А. Булгакова, нужно отметить, что многие талантливые писатели XX века как раз и показали в своих произведениях, что происходит, когда человек нарушает вечные законы развития природы, общества. Такими писателями были не только Булгаков, но и Платонов, Гроссман и многие другие.
В повестях Булгакова 20-х годов эпос вытеснялся сатирой, летопись — анекдотом, трансформировавшимся в историю со страшным, а не смешным исходом. Мотив Антихриста и связанный с ним мотив дьявольской насмешки над человеческой историей, продолженный в «Дьяволиаде», станет у Булгакова сквозным, предсказывая московскую Дьяволиаду романа «Мастер и Маргарита». В повести «Роковые яйца», продолжившей линию сближения фантастики и быта, анекдот сменялся научно-фантастической фабулой. Булгаков придает научно-фантастическому, заимствованному у Г. Уэллса, сюжету религиозно-мистические смыслы. «Чужой сюжет» настолько насыщается «булгаковскими» мотивами и «булгаковскими» поворотами, что его оригинальность не может быть поставлена под сомнение.
В «Собачьем сердце» Булгаков сформулирует мысль об опасной близости научного и революционного экспериментов, в основе которых лежит «террор», но будет утверждать науку как одну из важнейших составляющих эволюционного развития общества. Писателя волновала не столько угроза всесильной власти, сколько беспредел маленьких и неумных людей, получивших от революции огромные полномочия. События повестей, приводящие к катастрофе, происходят вне нормальной логики, в логике опрокинутой иерархии, когда «верх» и «низ» меняются местами. Главная мысль Булгакова — о необходимости восстановления иерархического порядка вещей, «перевернутого» революцией и ведущего к «разрухе».
В пьесах 20—30-х годов Булгаков продолжил проблематику прозы. Пьесы Булгакова возможно рассматривать как к тексты, в которых реализуется метатекст булгаковского творчества, как логическое продолжение его прозаических произведений, как ненаписанную прозу. Пьесы Булгакова бросают обратный отсвет на прозу. Так, в «Беге» была художественно доведена до конца коллизия первого романа Булгакова. Речь шла об экзистенциальном выборе, который делает человек, перед лицом постигшей его жизненной катастрофы. Герои Булгакова сражаются за то, чтобы остаться людьми — и остаются ими. Надо просто всегда сохранять верность своим идеалам.
Именно эта мысль стала основной темой советской литературы, в том числе раннего творчества Народного писателя Мордовии Михаила Трофимовича Петрова, и прежде всего повестей «Ухтомский» и «Железное солнце». В мордовском литературоведении повесть «Железное солнце» практически не рассматривалась, да и в творчестве М.Т. Петрова она стоит особняком. После выхода в свет повести «Ухтомский» и во время работы над большим историческим романом «Румянцев-Задунайский», в 1974-м году выходит в свет повесть с ярко выраженной ориентацией на юного читателя, с сюжетом, весьма похожим на сказочный.
Особенностью повести является то, что в ней основное внимание писателя сосредотачивается на главных героях — подростках, процесс воспитания которых показан как развитие их характеров. В центре повествования два пензенских школьника — Андрей и Саша, задумавшие в каникулы посетить Саранск для того, чтобы познакомиться с городом, на гербе которого расположена электролампа. Это желание возникает у них стихийно, во время дискуссии о гербах советских и зарубежных городов. В соответствии с законами динамики приключенческого жанра герои в этот же день вечерним поездом уезжают в Саранск, а сопровождать их вызывается дедушка Саши — Никанор, живший в Саранске еще до Октябрьской революции. Следуя его воспоминаниям, читатель получает возможность сравнить Саранск начала века и сегодняшний: «До революции проживало тысяч пятнадцать — обычный уездный городишко. Из заводов там были мыловаренный, два салотопных, три кожевенных, да маслобойня. Еще помню, была одна больница и девятнадцать церквей» [2, с. 6]. Сразу по приезде герои видят многоэтажные современные здания, красивые памятники — стратонавтам и погибшим в Великой Отечественной войне.
Повествование идет от лица Андрея, поэтому приводимые в повести характеристики происходящим событиям даются через призму восприятия человека, еще не ставшего взрослым. Отсюда некоторая бесхитростность, наивность суждений героя. Однако интересы и увлечения ребят достаточно серьезны, например, Саша много времени отводит изучению истории России, дедушка даже пророчит ему стать «новым Ключевским». Предпринятое героями повести путешествие обогащает их сознание новым, еще неизведанным ранее чувством восхищения результатами человеческого труда, расширяет их видение мира.
Произведение «Железное солнце» при всей его дидактической назидательности поражает искренностью убеждений молодых героев в необходимости приобретения глубоких знаний о жизни и природе с тем, чтобы потом реализовать их в труде самостоятельном и творческом на благо людей. Поэтизация труда в этом произведении носит черты идеализации, влияния теории бесконфликтности, которая была распространена в советской литературе с начала 1950-х годов. Человек, мужественно преодолевающий все трудности, — таким был герой советской литературы того времени, — таковы и герои повести «Железное солнце».
Повесть не просто детская развлекательная история для детей, в ней сокрыто глубокое обобщение, основанное на научном знании. Поэтому и велико ее воспитательное воздействие: она учит детей видеть в производстве необычное, вводит ребенка в живой мир науки. Это была сказка нового советского времени.
Романтическое начало повести базируется на легенде о Железном солнце, которую рассказал ребятам их сосед по гостинице Максим Егорович, инженер по светотехнике из города Северный. Легенда повествует о солнце, обидевшемся на живущих в тундре людей. Оно перестало светить, и в тундре наступила постоянная ночь. Так и жили они во мраке, пока добрый молодец не привез из одного города искусственное солнце, которое сделано человеческими руками. Именно эта легенда позвала ребят в дорогу, и они принимают приглашение инженера и приезжают в город Северный. Таким образом, М.Т. Петров использует художественный прием одушевления — один из наиболее часто применяемых Булгаковым.
Если подходить к повести с позиций решения писателем художественных задач, стоящих перед ним в произведении, то повесть, безусловно, удалась. У нее динамичный, даже захватывающий сюжет. За семь дней герои успевают посетить Саранск, побывать за Полярным крутом, осмотреть Москву и вернуться домой в Пензу. Столь быстрая смена географических декораций не может не напомнить постоянные переносы места действия в романе «Мастер и Маргарита». При этом повесть М.Т. Петрова содержит большое количество интересных сведений, переданных писателем в доступной, увлекательной форме. Из нее молодой читатель почерпнет для себя немало полезного и пополнит свой запас знаний.
Однако даже в «детской» повести М.Т. Петров не смог избежать характерного для литературы 1970-х годов показа противостояния различных социальных систем. Так, во время посещения героями павильона электротехники ВДНХ в Москве, лектор рассказывает о создаваемом в США световом оружии: «По замыслу американской военщины такое оружие должно действовать на основе квантовых генераторов. Радиационное оружие, как его там называют, способно извергать лучи смерти неслыханной разрушительной силы... Мало им бомб атомных, хотят еще свет для убийств приспособить» [2, с. 50]. Таким образом, принцип социального обличения, постоянно используемый М.А. Булгаковым, реализуется Петровым на основе противостояния капиталистического и коммунистического путей общественного развития.
Необходимо отметить, что в повести М.Т. Петров использовал характерный для его раннего творчества художественный прием: в центр повествования он ставит героя, приехавшего в Мордовию из другого города (московского машиниста Ухтомского, прибывшего из Орловщины агронома Шестакова, пензенских школьников). Тем самым писатель получает возможность давать оценку событиям суждениями человека непредвзятого, что усиливает достоверность повествования.
В истории писателя интересовали люди, создающие действительность. К ним относятся агроном Шестаков, революционер Ухтомский, большевик Никодим и даже инженеры и рабочие Саранского светотехнического завода. В дальнейшем М.Т. Петров перейдет к описанию политических деятелей и военачальников Российского государства: П.А. Румянцева-Задунайского, Ф.Ф. Ушакова. Писатель обратится к образам исторических деятелей, создавших прекрасные памятники архитектуры. Это настоятель Санаксарского монастыря, дядя Ф.Ф. Ушакова — отец Федор (в миру Иван Ушаков) и отец Филарет — в романе «Боярин Российского флота».
Литература
1. Булгаков М.А. Избранное / М.А. Булгаков. — М.: Аст, 1994. — 797 с.
2. Петров М.Т. Железное солнце / М.Т. Петров. — Саранск.: Мордов. кн. изд-во, 1974. — 52 с.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |