Вернуться к О.А. Шишкин. Биография Воланда

Глава 13. Перед апокалипсисом

1

Кульминационным местом действия романа становится крыша Библиотеки РГБ, в тот момент имени Ленина. Именно здесь происходит диалог Левия Матвея и Воланда. После чего он отправляется домой — в ад.

Крыша дома Пашкова это же ведь отдел хранения древних рукописей Румянцевской библиотеки. Здесь, как уверяет Воланд, ему дадут посмотреть произведения Герберта Аврилакского:

«Я — специалист по черной магии. ...Тут в государственной библиотеке обнаружены подлинные рукописи чернокнижника Герберта Аврилакского, десятого века. Так вот требуется, чтобы я их разобрал. Я единственный в мире специалист».

Почему Воланду так важно почитать именно Герберта Аврилакского? Булгаков ведь мог взять множество всяческих, несомненно, великих средневековых чернокнижников или ученых? Тут мог быть и изобретатель карт Таро Марсилио Фичино, и создатель первого черного квадрата, еще до Малевича, энциклопедист Атанасиус Кирхер, и Джон Ди, которому приписывалось авторство до сих пор так и не расшифрованного «Манускрипта Войнича», и многие великие умы из созданной императором Рудольфом II пражской школы мистиков.

В третьей редакции у Булгакова действительно были альтернативные кандидаты: «Тут в государственной библиотеке — большой отдел, книги по магии и демонологии... Есть очень интересные рукописи Мирандолы и Рейхлина...»1

В четвертой редакции уже меняются персоналии: «тут в государственной библиотеке нашли интересные рукописи Бэкона и бенедиктинского монаха Гильдебранда, тринадцатый и одиннадцатый век...»2

Но нет — Булгаков выбирает именно Герберта Аврилакского (946—12 мая 1003).

Что это все значит?

В советской литературе Герберт Аврилакский впервые упоминается в предисловии к книге «Молот Ведьм», вышедшей в СССР в 1932 году в издательстве «Атеист»3. Примечательно, что на титульном листе этого издания в верхней части стоит девиз: «Религия — дурман для народа». Автором предисловия к этому изданию был профессор С.Г. Лозинский, переводчик «Фауста» Гете, и именно его перевод и должен был когда-то читать Булгаков.

Вот что сообщается о средневековом ученом в советской книге: «И о папе Сильвестре II говорили, что он заключил договор с дьяволом. Папа Сильвестр (Герберт) поражал X век огромными математическими и философскими познаниями, которыми он был обязан будто бы пакту с дьяволом. Согласно бенедиктинскому историку Вильгельму Мальмесбэри, Герберт родился в Галлии и в свою бытность монахом бежал в Испанию, где изучал у сарацин астрологию и магию; вскоре один мусульманский философ взял его в свой дом и научил его чернокнижию, благодаря чему он вступил в дружбу с дьяволом»4.

Примечательно, что внимание Булгакова к Герберту Аврилакскому и ранее вызывало интерес не только отечественных исследователей творчества писателя.

Вот что пишет о Герберте Аврилакском литературовед, итальянка Паола Буонкристиано:

«В первой половине XII века появляется легенда (и именно она интересует нас больше всего), согласно которой Герберт якобы соорудил по случаю особого расположения астральных тел медную (бронзовую/металлическую) говорящую голову, способную отвечать да или нет на задаваемые вопросы. Ссылка на особое расположение звезд, якобы позволившее Герберту сконструировать говорящую голову, вовсе не случайна, если вспомнить, что он обладал, помимо прочих, глубокими астрономическими познаниями»5.

Итальянка приводит здесь и первоисточник легенды о Герберте Аврилакском, и это вновь оказывается уже упоминавшийся бенедиктинский монах Вильгельм Мальмесбэри. Он пишет: «Герберт, наблюдая за звездами, собрал искусственную голову, которая отвечала да или нет на задаваемые вопросы»6.

Но о чем же идет разговор, когда упоминается так называемая бронзовая голова? О роботе, механической кукле — подобной той, что сделал Альберт Великий Больштедский? Или еще о чем-то?

Тут надо внести ясность — дело в том, что Герберт Аврилакский после учебы в Андалусии вернулся в Европу с манускриптами по астрономии и армилярной сферой, утраченной со времен греко-римской цивилизации. Изобретение прибора приписывалось еще древнегреческому астроному и ученому Эратосфену.

Армиллярная сфера, или сферическая астролябия, а также armilla, или armil, является моделью объектов на астрономической сфере, состоящей из структур колец, в центре которых или Земля, или Солнце.

Сферы представляют собой линии астрономической широты (параллели) и долготы (меридианы) и других астрономически важных особенностей, таких как эклиптика. Армилла отличается от астрономического земного шара, который является гладкой сферой. Основная цель армиллы в том, чтобы увидеть расположение созвездий, что могло быть важно, например, для навигации. Если центр армиллярной сферы Земля, то она называется Птолемеевой. Если же Солнце, то это армилла коперниковская.

Несмотря на то, что изобретателем армиллы считается Эратосфен, Герберт Аврилакский проводит революционное усовершенствование этого аппарата. Процесс настолько захватывает его, что он подробно описывает армиллярную сферу своему бывшему ученику, монаху Реми из Трева, а затем и своему коллеге Константину, аббату Миси. Об этом усовершенствовании писал также другой его ученик, французский дворянин Рише, ставший монахом в Реймсе, где Герберт был епископом.

Рише утверждал, что Герберт открыл движение звезд по наклонной траектории по ночному небу и использует армиллярную сферу как наглядное пособие для преподавания математики и астрономии своим студентам. От этого французского аристократа также известны этапы создания изобретения. Рише рассказывает, как вначале Герберт изображал форму мира с помощью простой деревянной сферы... тем самым представив нечто огромное в виде маленькой модели. Собственно, это и была в чистом виде сфера Эратосфена. Однако наклонив эту сферу и тем самым сместив полюса к горизонту, он разместил северные созвездия у верхнего полюса, а южные — у нижнего. Он сохранял это положение с помощью круга, который греки называли horizon, а римляне — limitons, так как он отделяет видимые звезды от невидимых. На этой линии горизонта, демонстрирующей очень наглядно восхождение и заход звезд, он старался представить реальные очертания созвездий... Он разделил сферу пополам, так, чтобы труба обозначала диаметр, а ее края представляли полюса. Затем он разделил полукруг от полюса до полюса на тридцать частей. Отступив шесть делений от полюса, он нарисовал арктический круг. Еще на пять делений ниже он разместил тропик Рака. Еще на четыре деления ниже — экватор. Таким же образом он разделил пространство до южного полюса.

На основе этого историк Оскар Дарлингтон утверждает, что раз Герберт предлагает деление на 60 градусов вместо 360, то поперечные линии на его сфере соответствуют 6 градусам. Тогда полярный круг оказывается на широте 54 градуса, а не 66°33′, как на самом деле. Тропик Рака он нашел почти правильно (24 градуса), а положение экватора было верным по определению. Рише также описывает, насколько легко было наблюдать планеты с помощью усовершенствованной армиллярной сферы:

«Ему также удалось показать путь планет, как они приближаются к Земле и удаляются от нее. Он создал армиллярную сферу, а затем соединил два круга, которые греки называли coluri, а римляне — incidentes, так как они падали друг на друга, и разместил на них полюса. Он искусно изобразил на них еще пять кругов, которые назвал параллелями, от полюса к полюсу, так, чтобы они делили полусферу на тридцать частей. Шесть из них — между полюсом и первым кругом, 5 — между первым и вторым, 4 — между вторым и третьим, 4 — между третьим и четвертым, 5 — между четвертым и пятым, и 6 — между пятым и полюсом. На этих пяти кругах он поместил круги, которые греки называют loxos, или zoe, а римляне — obliques, или vitalis (зодиак), так как там были изображены фигуры животных, ассоциируемых с планетами. Внутри наклонных кругов он искусно изобразил орбиты планет для демонстрации своим ученикам, а также обозначил расстояния между ними».

Рише написал еще об одной из последних армиллярных сфер Герберта, где на оси пустой сферы были закреплены смотровые трубки для наблюдения за созвездиями, модели которых он подвесил на железной и медной проволоке. Касаясь особенностей сферы, Герберт сообщал в письме своему коллеге Константину, что если есть сомнения в расположении Полярной звезды, надо навести трубку на звезду, и если она не движется, значит, это и есть Полярная звезда. Далее Герберт объяснял Константину, что положение северного полюса можно определить с помощью верхней и нижней смотровых труб, а с помощью других труб — арктический круг, тропик Рака, экватор и тропик Козерога.

Теперь стоит вспомнить слова Вильгельма Мальмесбэри: «Герберт, наблюдая за звездами, собрал искусственную голову, которая отвечала да или нет на задаваемые вопросы»7. А как все-таки называлась таинственная медная голова? И на этот вопрос есть ответ! Имя этой таинственной голове было Меридиана, то есть она называлась так же, как и долгота. Очевидно, что под эвфемизмами «бронзовая голова» или «Меридиана»8, скрывался астрономический и навигационный прибор Герберта Аврилакского армилла.

Разгадал ли этот ребус Герберта Аврилакского Булгаков? Я уверен, что да! И именно поэтому и использовал его в романе! Потому что это ключ к сенсационной тайне.

2

Настало время раскрыть подлинную связь «головы» и посвященности автора «Мастера и Маргариты» в жизнь московского и ленинградского оккультного бомонда 20—30-х годов. Как ни удивительно, но модель гербертовой армиллы использовалась экстрасенсом и мистиком, главой тайного общества Единое трудовое братство Александром Барченко для тестирования интеллекта возможных членов его тайной оккультной организации, когда они находились в степени учеников. К таковым с 1925 года принадлежали даже сотрудники Спецотдела ОГПУ. Сама задача, связанная с армилярной сферой и ее пусть и простейшим построением, отнюдь не кажется легкой и вполне могла быть использована для определения уровня интеллекта, математических и пространственных способностей профессионалов из Спецотдела. А это должны были быть настоящие интеллектуалы.

И вот что говорится в документе, хранящемся в Государственном архиве Российской Федерации, об особенностях тестирования Барченко лиц, которые входили в круг его посвященных.

«21-го/III. 1924 г. Копия. Секретно.

Заведующему Главнаукой Федору Николаевичу Петрову.

Глубокоуважаемый Федор Николаевич. — Позвольте нам — мне и моей жене — осветить историю взаимоотношений А.В. Барченко с Петрелевичем, т. к. почти все произошло на наших глазах. Петрелевич нам знаком с 1922 года, когда он явился к нам на квартиру и здесь познакомился с А.В. Барченко, только вернувшимся из Мурманска. По словам Петрелевича, он искал знакомства с А.В. Барченко, т. к. сам интересовался «оккультизмом» и изучал Р. Штайнера. Из бесед с А.В. Барченко выяснилось полное невежество Петрелевича в области древней науки. Кроме того, А.В. в последующих с ним беседах открыто заявил ему, что не доверяет ему, что его цели расходятся с целями А.В. и что первоначально благоприятное впечатление от личности Петрелевича исчезло. — Одним словом А B. предложил Петрелевичу разорвать знакомство. Однако Петрелевич продолжал посещать А.В., теперь уже переехавшего на жительство в Буддийский храм в Старую деревню, и заявил ему, что он на границе самоубийства и что ему нет другого пути. Тронутый искренностью Петрелевича А.В. предложил ему задачу — разрезать шар, вращающийся на трех направлениях, что и было выполнено Петрелевичем в двухнедельный срок. Однако всего значения проделанной работы он не сознавал и не понимал. В дальнейшем ему предложено было сконструировать небольшой прибор, точную копию древних армилл, который позволил бы лучше изучить этот вопрос»9.

В развитии переписки по этому вопросу уже сам Барченко пояснял смысл упражнений с армиллами.

«Кривые, вычерченные на модели, являются эффектом луча, реагирующего из математической точки на периферию сферы при непрерывном периодическом движении из точки в трех координатных направлениях. Изображения этих кривых не случайно подобранные, но соответствующие кардинальному тройному разделению циклического ограничения сферы, находятся на древнейших иероглифических таблицах, подлинность коих неоспорима» (Древние игральные карты XV века)10.

Мы уже отмечали, что тема Герберта Аврилакского появляется у Булгакова не сразу. В первых редакциях при встрече на Патриарших не упоминается вообще никто. Позднее — сначала мистики и каббалисты Джованни Пико делла Мирандола (1463—1494) и Иоганн Рейхлин (1455—1522). А затем монах Гильдебранд, и, наконец, Фрэнсис Бэкон (1561—1626). Однако именно Герберт Аврилакский появляется только в финальной версии романа, которая пишется в период 1937—1938 года. Укажем на один поразительный факт: 21 мая 1937 года подвергается аресту создатель мистической организации Единое трудовое братство Александр Барченко. А его расстрел происходит 25 апреля 1938 года. По сути, это и есть период написания последней версии. А далее она уже превращается в чистовик.

Поэтому включение в текст романа истории именно с Гербертом Аврилакским указывает не только на отсеченную голову Берлиоза, но и на смерть А.В. Барченко, о котором Булгаков должен был быть наслышан от актера и режиссера второго МХТ Валентина Смышляева, имевшего с ним скандал. Это своеобразная форма криптомемориализации, пусть и спорного, но весьма яркого и осведомленного знакомого.

3

Но что же приводит Воланда и Левия Матвея к встрече именно на крыше нынешней РГБ?

Конечно, когда возникает вопрос об особенности этого места действия, можно было бы ограничиться и весьма тривиальным ответом, что Булгаков часто посещал Дом Пашкова, где находилась библиотека Ленина, и это будет правда11. Теперь в этих стенах находятся и рукописи самого Булгакова, и даже его запонки.

Но писатель обычно наделял локации символами, которые, как ему казалось, могли быть понятны посвященным. Он играл в исторические шарады, посылая привет эрудитам, которые понимают, почему сюда приходят Воланд, Азазелло и Левий Матвей.

Контекстуальность этого места уводит нас снова к 1929 году.

15 июня. Газета «Вечерняя Москва» сообщала: «В церкви-музее Василия Блаженного на Красной площади группа верующих до сих пор совершает религиозные обряды. Главнаука обратилась в Московский совет с ходатайством закрыть эту церковь для церковных служб, а здание полностью использовать как музей. Московский совет удовлетворил ходатайство Главнауки».

Булгаков знал, что храм Покрова на рву или храм Василия Блаженного — это созданный Иваном Грозным Иерусалим небесный, вместилище высшей справедливости и Божьего суда. Образ небесного Иерусалима впервые возникает в Откровении Иоанна Богослова (Откр. 21:10—21). Это особый благословенный город мира, в котором Божий народ будет вечно жить вместе с Богом.

А вот Иерусалим новый и земной был собственно Кремль. Разрушение этого Иерусалима в 1812 году французской армией носило не только сугубо военный, но и символический смысл.

«Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено» (Мф. 24:2, 3) — сообщает нам евангельский Матфей пророчество Иисуса Христа. Вот почему визави для диалога с Воландом избирается именно евангелист Матфей: он такой же полноценный свидетель страстей.

То, что Воланд и Азазелло смотрят на Кремль, напрямую в тексте не говорится. Но вот что там написано: «Опять наступило молчание, и оба находящихся на террасе глядели, как в окнах, повернутых на запад, в верхних этажах громад зажигалось изломанное ослепительное солнце. Глаз Воланда горел так же, как одно из таких окон, хотя Воланд был спиною к закату».

То есть если он стоял спиной к закату, то значит, смотрел именно на окна кремлевских построек и конкретно на Боровицкую башню Кремля. В момент завершения романа это была одна из двух башен (другая Спасская), через ворота которых происходил въезд кортежа Сталина. Поэтому внимание Воланда к Боровицким воротам символично.

Романный Левий Матвей выступает у Булгакова летописцем и стенографом Иешуа. Хотя сегодня такой всемирно признанный авторитет, как израильский археолог Шимон Гибсон, считает, что самым древним и аутентичным является Евангелие от Иоанна. Там содержится масса очень точных топографических названий, известных только современникам Иерусалима времен Распятия Христа. Но Булгаков избирает именно Левия Матвея.

Крыша РГБ выбирается не в связи с Вальпургиевой ночью, а с фигурой того, кто решил взорвать Кремль. Ведь именно отсюда и открывается самая впечатляющая панорама на эту цитадель русских царей.

Осенью 1812 года разрушителем Кремля стал Наполеон, для многих русских он антихрист и воплощение Сатаны. Он взрывал укрепления по традиции, что в Москве, что в испанской Валенсии, полагая, что разрушения укреплений ослабят обороноспособность врага, если представится возможность реванша.

В 1818 году здесь, на крыше с бельведером, появляется император Александр I вместе со своим тестем, прусским королем Фридрихом-Вильгельмом III и его сыновьями-принцами. Они приходят сюда, чтобы увидеть панораму города после пожара 1812 года. Москва очень долго приходила в себя после погрома Наполеона и пожара. Отсюда и открывался вид на руины многих башен Кремля и его обгоревшие, а то и взорванные отступавшими французами здания. Отдав Москве три земных поклона, король Пруссии со слезами на глазах несколько раз повторил: «Вот наша спасительница».

Контекстуально властитель ада Воланд взирал с крыши дома Пашкова не только на исторический руинированный Иерусалим 1812 года, но и на актуальный в тот момент для него Иерусалим советский — Кремль 1937 года.

Как мы уже писали в предыдущих главах, начальник 9-го отдела ГУГБ СССР Глеб Бокий, прототип Воланда, в год начала сталинских чисток был снят с должности и арестован. Главным его обвинением, которое стали раскручивать следователи НКВД Али Кутеборов и Бельский, постепенно свелось к тому, что бывший глава Спецотдела и главный криптоаналитик готовил теракт в Кремле. И все его действия в этом направлении, так или иначе, были связаны с фигурой экстрасенса Александра Барченко.

Вот как это подается в допросе Г.И. Бокия:

«Вопрос: Расскажите, что вы сделали конкретно для организации теракта?

Ответ: Конкретно плана совершения теракта у нас не было. Возможность совершения последнего по крайней мере лично мной связывалась с теми исследованиями, которые вел наводивший нас на мысль о терактах и терроре Барченко в области производства взрывов на расстоянии и разложения атомов. Наводя нас на мысль о терроре, Барченко говорил, что его исследования в случае успеха дадут нам в руки могучую взрывную силу, и приводил в пример аналогичные работы Капицы, которые якобы позволяют ему взорвать Кремль»12.

В этом деле любопытно, что, походя и почти впроброс, возникают две на тот момент секретные темы.

Первая — «взрывы на расстоянии». Это именно то, чем занимался в те годы американский физик сербского происхождения Никола Тесла. Вот что писал нарком обороны Ворошилов Сталину 29 ноября 1934 года:

«В июле месяце текущего года известный американский ученый-физик Н. Тесла обратился к нашему генеральному консулу в Нью-Йорке тов. Толоконскому с заявлением, что в итоге 30-летней работы ему удалось изобрести аппарат, при помощи которого он может посылать по эфиру «лучи» направляемого действия, поражающие объекты, на которые они направлены. Это изобретение он хотел бы предложить советскому правительству, которое, как он знает, единственное действительно борется за мир, а его изобретение является средством обороны, т. е. средством, обеспечивающим мир. Тесла говорит также, что он, как славянин, глубоко симпатизирует огромным успехам нашей «славянской страны». По поручению т. Толоконского работающие в Америке два наших инженера-электрика тт. Смоленцев и Вартанян (оба партийцы) встретились с Тесла с целью более подробно выяснить характер его (Тесла) изобретения. В ряде бесед с тт. Вартаняном и Смоленцевым Тесла о своем изобретении сообщил следующее:

1. Он открыл способ дробления материи (стали, ртути, др. материалов) на мельчайшие частицы, приближающиеся к величине молекулы.

2. Он изобрел способ сообщения этой размельченной материи многомиллионного вольтажа электроэнергии.

3. Используя закон отталкивания одноименных полюсов при помощи своего аппарата, он может посылать заряды силою от 20 до 50 миллионов вольт в виде непрерывного или прерывистого тока по заданному направлению на расстояние тысячи миль.

4. Он изобрел способ нейтрализации частиц в момент их вылета из аппарата: теряя свой электрический заряд, частицы материи в виде мельчайших снарядов могут лететь в воздухе со скоростью, почти равной скорости света. Такой «снаряд» очень небольшого размера (примерно 1 кв. мм), по мнению Тесла, будет поражать как живые, так и механические цели, и никакая броня не в состоянии защитить от разрушающего действия снаряда»13.

Вторая тема — «разложение атомов» и «аналогичные работы Капицы». Тут разговор идет уже об экспериментах Петра Капицы в Институте физических проблем Академии наук СССР, которые впоследствии, так и или иначе, стали частью атомного проекта СССР.

Трудно сказать, откуда следователь Али Кутебаров, который еще два года назад был сотрудником уголовного розыска в Кызылорде, мог знать все эти тонкости. Но, возможно, создавая дело и направляя его в нужном, обвинительном русле, ему позволили прибегать к материалам сугубо секретных операций и проектов, о которых в иных случаях он вряд ли бы узнал.

Мог ли об этом знать Бокий?

Конечно, мог. И хотя после 1934 года функции его отдела были существенно ограничены, он по-прежнему занимался дешифровкой и зашифровкой, а следовательно, именно в нем конвертировались различные госсекреты высшего уровня. К тому же ему подчинялась и так называемая «лаборатория» — в сущности, разного рода прикладные учреждения научно-технического толка, которые не только создавали то или иное прикладное оборудование, но и занимались анализом целесообразности различных научных новаций и возможных оборонных проектов, занимались консультациями.

Но, с другой стороны, именно обвинения в попытке взорвать Кремль с помощью взрывов на расстоянии были предъявлены Глебу Бокию и А.В. Барченко.

Не знаю кто, не знаю, по каким причинам, но этот инкогнито из центрального аппарата НКВД на Лубянке, скорее всего сотрудник бывшего спецотдела, в течение 1937—1938 годов сообщил Булгакову некоторые важные подробности дела Единого трудового братства.

Вот почему улетающий в ад Воланд смотрит на Кремль, когда налетающая гроза накрывает город.

Примечания

1. НИОР РГБ. Ф. 562, к. 7, ед. хр. 4, л. 31.

2. НИОР РГБ. Ф. 562, к. 7, ед. хр. 5, л. 28.

3. Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм. М., 1932.

4. Там же. С. 21.

5. Михаил Булгаков, его время и мы. Краков, 2012. С. 416.

6. A. Graf, Miti, leggende e superstizioni del Medio Evo, Torino, 1925. С. 247.

7. A. Graf, Miti, leggende e superstizioni del Medio Evo, Torino, 1925. С. 247.

8. Darlington, Oscar G. (1947). Gerbert, the Teacher. American Historical Review. 52 (3). P. 456—476.

9. ГАРФ. Ф. А-2307, оп. 7, д. 12, л. 50.

10. ГАРФ, Ф. А-2307, оп. 7, д. 12, л. 66 (об.). Под древними игральными картами XV века Барченко понимал карты Таро, созданные Марселиано Фичино. И об этом также имеется весьма эрудированная лекция в архиве этого странного ученого. См. ГАРФ, ф-2307, оп. 7, д. 12.

11. Чудакова М.О. Архив М.А. Булгакова: Материалы для творческой биографии писателя // Государственная библиотека СССР им. В.И. Ленина. Отдел рукописей. Записки. М., 1976. Вып. 37. С. 147.

12. ЦА ФСБ, Дело Бокия Г.И. Протокол допроса Бокия Г.И. от 1 июня 1937 года.

13. Москва — Вашингтон. Политика и дипломатия Кремля. 1921—1941. В 3 т. Т. 3. 1933—1941. С. 190—191.