Вернуться к Е.А. Иваньшина. Автор — текст — читатель в творчестве Михаила Булгакова 1930-х годов («Адам и Ева», «Мастер и Маргарита»)

Петух

Посвящённым в «Адаме и Еве» является Маркизов: он прошёл через подземелье, нашёл старую книгу, общается с загадочным петухом со сломанной ногой. Кроме того, нога повреждена и у самого Маркизова, что является знаком его посвящённости. Неслучайно именно Маркизову, несмотря на его хромоту, предписано лезть на дерево (впрочем, хромота — тоже знак избранности, посвящённости). Маркизов — дозорный, выполняющий функцию золотого петушка из пушкинской сказки.

Петух — апостольская птица; прокричавший апостолу Петру, в христианской иконографии петух считается его символом1. Дарьяльского, героя СЕ, тоже зовут Петром. Красный петух — народное название пожара и символ русской революции (эти значения актуализированы в СЕ)2. «Русские мистические секты любили птиц особенной любовью»3. В пушкинской сказке петушок — подарок Дадону от скопца, залог союза, заключённого мудрым человеком из народа с представителем власти. Мудрый человек из народа оказывает услугу царю, одновременно оскопляя его (Дадон лишается сыновей и должен отдать скопцу девицу), дарит и одновременно отнимает.

В «Адаме и Еве» тему петуха «ведёт» обновлённый, заново родившийся, сменивший имя Маркизов. Петух здесь — тайный знак, атрибут посвящённого, связанный с функцией зрения. Плетёнка с петухом, которая атрибутируется Евой Ефросимову в финале пьесы, — вещь загадочная и многосмысленная. Как уже было замечено (см. прим. 13 к главе 1), на тайном языке (арго) плетёнка — способ, которым поводырь ведёт слепых. Таким образом, плетёнка с петухом — атрибут, заменяющий отнятый у Ефросимова аппарат. И плетёнка с петухом, и необычный аппарат имеют отношение к сверхоптике. Кроме того, заменивший отнятый аппарат петух связан с кастрационной символикой4 (ср. с пушкинским петушком, который является атрибутом скопца).

В «Адаме и Еве» сюжет пушкинской сказки инвертирован: петушок возвращается мудрецу, договор мудреца с царём расторгается (что создаёт подтекстный противовес предложению-приказу, полученному Ефросимовым в финале от Дарагана: «Иди, тебя хочет видеть генеральный секретарь» (3: 380).

Ещё один интертекст, актуализированный появлением в финале плетёнки с петухом, — рассказ М. Булгакова «Полотенце с петухом». Герой рассказа автобиографичен. Это молодой врач, недавний выпускник университета, приехавший к месту службы, в земскую больницу. Больница расположена в Мурьевской глуши, за деревней Грабиловкой, и снаружи представляет собой «очень чистенький дом с гробовыми загадочными окнами» (1: 72)[здесь и далее курсив наш — Е.И.]. Путь героя напоминает путь Петруши Гринёва в Белогорскую крепость: и юный врач, и юный Гринёв направляются к месту, где им предстоит пройти боевое крещение; оба пути связаны с посвятительным обрядом. Петух в рассказе упоминается многократно: с петухом сравнивается возница, привозящий героя в Мурьино, петух становится жертвенной птицей, съедаемой героем-неофитом по прибытии к месту назначения (ср. с гусём, которому скручивает шею Кирилл Лютов, герой бабелевской «Конармии»5; у Бабеля жертва гуся тоже связана с посвятительным действом), петух же является коррелятом огня и крови.

Петух в рассказе имеет отношение и к сломанной ноге. Молодой врач ампутирует пациентке ногу, попавшую в мялку. С этой больной начинается его карьера практикующего врача. В знак благодарности новоявленный доктор получает от пациентки полотенце с вышитым на нём «безыскусственным красным... петухом» (1: 82). Полотенце это много лет хранится у героя, странствует вместе с ним, пока не стирается и не исчезает, «как стираются и исчезают воспоминания» (1: 82). Ампутируя ногу, герой совершает первое в своей жизни чудо. Повреждённая нога объединяет пациентку доктора с Маркизовым, который свою ногу доверяет ампутировать Ефросимову. В то же время к Маркизову переходят отдельные черты доктора: юный врач мечтает об очках, которые придали бы ему солидности в глазах коллег и пациентов, Маркизов тоже надевает на себя очки, желая походить на учёного (очки атрибутируются и бабелевскому интеллектуалу Лютову, исполняющему в Конармии писарские обязанности; к числу пишущих относятся и булгаковский врач, и Генрих Маркизов).

Наделяя Ефросимова плетёнкой с петухом, автор разыгрывает собственное возвращение к началу своего творческого пути («Полотенце с петухом» — первый рассказ цикла «Записки юного врача»).

Примечания

1. Там же. С. 425—426.

2. Там же. С. 424.

3. Там же. С. 423.

4. О кастрационных мотивах у Булгакова см.: Яблоков 1997в: 38.

5. Бабель 1992. Т. 2. С. 32—34.