Итак, рассмотрев движения пространства в романе с точки зрения месторасположения сюжетных событий, можно сделать вывод, что оно построено на основе контраста, переходящего из одной пространственной сферы в другую. Основными символами романа остаются Дом и Город, представляющие главную образную антитезу произведения. Остальные пространственные отрезки романа раскрыты автором не так глубоко, однако они неразрывно связаны с главными символами произведения, что позволяет читателю составить общее впечатление о художественной структуре, а так же воссоздать картину целостности мира, в котором происходят описанные события. Художественная структура, таким образом, представлена в нескольких кругов, в первом из которых мы видим личную судьбу отдельно взятых людей, затем судьбу города, в котором они живут, страны, частью которой этот город является, и наконец, целого мира, не меняющегося, несмотря на происходящие события. Отдельно взятые жизни, потерю которых герои романа воспринимают, как самое большое горе, становятся все менее значимыми, когда мы сравниваем их с разрушением городов, держав и империй. Именно этой мыслью заканчивается романа, и автор горько произносит: «Все пройдет. Страдания, Муки, кровь, голод, мор. Меч исчезнем, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?».
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |