Вернуться к А. Стеценко. Антиномическая структура романа Михаила Булгакова «Белая гвардия»

3.2. Дом и Город как основные символы романа Булгакова «Белая гвардия», общее пространственное движение романа

Итак, какое же значение в романе имеет дом? Приведу здесь слова О.А. Шаповаловой: «Дом Турбиных — это символ жизни. Несмотря на понимание безвозвратности прошлого, которое разрушено до основания, Турбины стремятся в дом, к семейному очагу, оставшемуся нерушимым. Алексей Турбин приходит к мысли, что воевать нужно только за семейный очаг, за человеческий покой, который позволяет героям романа существовать вне законов социальной эпохи»1.

Писатель подробно перечисляет предметы быта квартиры Турбиных, неизменно повторяя их описание, тем самым показывая, что именно быт, мирная жизнь — и есть то главное, что есть у его героев. Шаповалова в своей следующей работе пишет: «Быт в романе — это символ бытия. Когда все вокруг рушится, ценности подвергаются переоценке, быт нерушим. Сумма мелочей, составляющих быт Турбиных, — это культура интеллигенции, тот фундамент, который сохраняет в целости характеры героев»2.

Защищают этот быт сами герои романа: хранительница очага Елена и ее братья, всегда встречающие своих друзей с теплом и радостью. Кремовые шторы хранят покой дома, не позволяя внешнему страшному миру разрушить его стены, за которыми героев встречает потрясенный волнениями и кровавыми событиями Город, главный противоположный символ Дома. Перечислю здесь несколько основных признаков этой противоположности:

1. Жители Дома и Города

Конечно, самое главное, что есть в доме — это люди, которые его населяют. Если проследить за действиями, разыгрывающимися в жилищах персонажей и на улицах города, то можно увидеть, что в домах их происходят события, каким-либо образом возрождающие к жизни и дающие надежду на спасение. Точно так же и люди, оставшиеся в стенах дома, являются самыми лучшими героями «Белой гвардии». Рассматривая же в романе образ Дома в целом, нельзя говорить только о Турбинской квартире, так как образ это встречается гораздо чаще. Для наглядности приведу примеры, подтверждающие идею главенства этого символа в произведении:

Квартира Турбиных: здесь, как члены семьи, приняты турбинские друзья — Карась, Шервинский, Мышлаевский и Лариосик. Все они, несмотря на инфернальные черты некоторых из них, безусловно положительные герои, каждому по-своему симпатизирует автор. Однако, стены этой квартиры не принимают самого непривлекательного героя — Тальберга. Он оставляет дом на произвол судьбы, а значит, ему нет в нем места. К Турбиным приходит Мышлаевский в начале романа, чудом избежав смерти; Николка, спасающий бегством, и Алексей, получивший ранение — обретают спасение именно здесь. Даже «буржуй и несимпатичный Василиса» ищет защиты именно у Турбиных, когда к нему приходят грабители. Лариосик произносит свой знаменитый монолог о «кремовых шторах», благодаря которым «чувствуешь себя оторванным от внешнего мира... А он, этот внешний мир... согласитесь сами, грязен, кровав и бессмыслен!»3

Квартира Лисовичей: квартира малопривлекательных Василисы и его жены Ванды, хоть и тоже является для них домом, не включает в себя общую идею Дома, высказанную в романе. К Лисовичам, в отличии от веселой компании, почти поселившейся у Турбиных, никогда не ходят гости. Вот почему так удивляется Николка, услышав их его квартиры голоса: «Ну, вещь поразительная, — глубокомысленно сказал Николка, — у Василисы гости!... Гости. Да еще в такое время. Настоящее светопреставление»4. Причем говорит он это, когда в их квартире в это же время гости находятся, как ни в чем ни бывало. Именно к Василисе приходят грабители, так как стены его дом не может защитить его жителей от внешних угроз, приходящие из Города. Сам Василиса говорит после совершенного на его жилище нападения: «. А тут, какой же «твоя дом — твоя крепость», когда вы не гарантированны в собственной вашей квартире за семью замками от того, что шайка, вроде той, что была у меня сегодня, не лишит вас не только имущества, но чего доброго, и жизни?» На что Карась отвечает ему «не очень удачно» и «сонным голосом», как будто свято веря в то, что с его Домом, как и с Домом, кто умеет его оградить от опасностей, такого случиться не может. Вспомним расхожую цитату Д. Герберта: «Тот дом хорошо, где хороши обитатели».

Дом Юлии Рейс: Этот дом больше всего окутан тайное. Однако, именно в нем происходит первое спасение Алексея Турбина (второе он обретет у себя в квартире, благодаря молитве Елены), когда он бежит по улицам неузнаваемого Города, уже отчаявшись выжить. И опять заметим, что Михаил Шполянский, владелец квартиры Юлии, тоже покидает ее подобно Тальбергу, выбрав не Дом, а Город.

Дом Най-Турсов: Далеко не все герои в романе Булгакова наделены Домом. Ни один полковник петлюровской армии, ни Тальберг, ни Шполянский, ни гетман Дома не имеют, то есть места их обитания в романе не были описаны. Однако, что касается полковника Ная, то его автор все-таки не смог оставить без самого главного, что есть у человека — семьи и дома. Благодаря Николке Турбину, который находит квартиру полковника, Най-Турс, погибший на улицах кровавого Города, проделывает некое возвращение домой к матери и сестре. Даже после смерти Дом защищает его и дает ему последнее прибежище.

Город: Если же говорить о Городе, то в нем не происходит ничего, что давало надежду на обретение счастья. В Городе полковник Малышев сообщает своим юнкерам о предательстве гетмана и командующего, именно там гибнет полковник Най-Турс, а в музее собираются тысячи офицеров с пулеметами, которых «передушат, как клопов». Противники главным булгаковских героев появляются только в Городе: там мы впервые видим Шполянского, Болботуна, Козыря-Лешко и др. В заметке Булгакова «Киев-город» он так описывает свое поколение, выросшее в Киеве (то, что под Городом имеется ввиду Киев, нет никаких сомнения): «у этого поколения родилась уверенность, что вся жизнь пройдет в белом цвете, тихо, спокойно, зори, закаты, Днепр, Крещатик, солнечные улицы летом, а зимой не холодный, не жесткий, крупный ласковый снег... И вышло совершенно наоборот»5. «В белом цвете» видится Город Алексею Турбины. Лучшее описание Города дано автором именно в этом сне, так как Город, который мы видим на страница романа — уже не тот. Как было сказано в первой части моей работы, белый цвет в романе имеет два основных значение: уют и безмятежность и жертвенную смерть. Первая символика белого чаше всего встречается как раз в Доме (белая посуда и предметы быта), второе значение белый цвет приобретает в Городе: снег на его улицах прямо перекликается с эпиграфом из «Капитанской дочки: «Пошел мелким снег и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось с снежным морем. Все исчезло. — Ну, барин, — закричал ямщик, — беда: буран!». Снег, метель, сугробы в Городе — символизируют тот самый русский бунт, «бессмысленный и беспощадный». В своей следующей статье Шаповалова пишет: Постепенно облик Города теряет цельность, становится бесформенным: «Город разбухал, ширился, лез, как опара из горшка»6. Естественное течение жизни нарушается, привычный порядок вещей распадается. Почти все горожане оказываются втянутыми в грязный политический спектакль.

2. Пространственная спираль, как одна из основ построения структуры романа

Продолжая тему контраста в пространственном движении романа, я провела наблюдение, которое помогло мне сделать вывод, что почти каждое пространство в романе имеет свою противоположность. Дом, в настоящее время противостоящий Городу, когда-то был с ним одним целым — и дом, и Город были родными и безопасными. Но постепенно круг угрозы сужается — из Москвы идут большевики, появляется Петлюра, готовые в корне изменить жить на в Городе, в где теперь царят хаос и беспорядки, которые стремятся проникнуть и в дом. Между этими кругами существуют символические мосты, соединяющие одно пространство с другим. Между Городом и Домом — это звонок, при каждом звуке которого Турбины замирают в испуге, между Городом и остальным миром — это Цепной мост и произошедшее на нем убийство. Ссылаясь на слова Шаповаловой: «В «Белой гвардии» складываются взаимосвязанные и взаимопроникающие пространственно-временные, сюжетно-событийные и причинно-следственные круги: дом Турбиных, Город и мир», я решила построить собственную схему пространственного движения в романе, которую легче всего изобразить в виде некой спирали.

На данной схеме мы видим основные пространственные сферы романа, причем ядром жизни булгаковских героев является Дом. Всего же можно выделить три противостояния, связанных символическими «мостами»:

a) Дом и Город: «мост» — звонок в квартире Турбиных. Именно звонок предвещает переход из одного мира в другой.

b) Город и остальной революционный мир: «мост» — Цепной мост и произошедшее там убийство. Именно это убийство является предвещанием приходом новой силы — большевиков.

c) Мир и Космос, как символ вечности: «мост» — звезды Венера и Марс. Звезда Марс разорвалась сразу после убийства у Цепного моста, именно на нее устремлены взгляды красноармейцев.

Примечания

1. О.А. Шаповалова — «Белая гвардия. Мотив дома», «По страница литературной классики», издательство «Лицей».

2. О.А. Шаповалова — «Белая гвардия. Художественный мир романа», «По страницам литературной классики», издательство «Лицей».

3. «Белая гвардия», стр. 232.

4. «Белая гвардия», стр. 231.

5. М.А. Булгаков — «Киев-Город».

6. О.А. Шаповалова — «Тема сохранения духовных, нравственных, культурных традиций в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия», издательство «Лицей».