Вернуться к А. Стеценко. Антиномическая структура романа Михаила Булгакова «Белая гвардия»

Заключение

Подводя итоги проделанной работы, для начала вспомним поставленные цели. Моей целью было доказать, что художественная структура романа основана на принципе контраста, который заключается в разнообразных символах, характерах персонажей, авторских мыслях и так далее. Противоположные пары в романе я условно разделила на три части: цветовая символика романа, герои романа и пространственная структура романа.

Цветовой характеристике посвящена основная часть моей работы, так как цвет имеет важное значение для эпохи, описанной в произведении и для читательского восприятия. Цвет так же вынесет в заглавие романа, и как я писала в введении, альтернативные варианты названия произведения тоже заключали в себе какой-либо цвет, что говорит о том, что для и для самого автора цветовое восприятие событий «Белой гвардии» имеет немалое значение.

В первой части своей работы я сравнивала основные, наиболее часто встречающиеся в произведении цвета, какими являются: белый, черный, красный и желтый. Помимо конкретных колористических оттенков я рассматривала и художественные эпитеты, заключающие в себе какой-либо цвет, которые широко используются в романе не только в политическом контексте, но и в портретах действующих лет, эмоциональной окраске разыгрывающихся сцен, а так же в символическом значении некоторых образов. Белый цвет появляется на страницах романа чаще всего и обычно он противостоит одному из цветов, перечисленных выше. Таким образом, можно сделать вывод, что белый — это главный цвет романа, который в то же время является и символом, выражающим общий смысл произведения. То, что автор постоянно оттеняет этот цвет другими, говорит о том, что именно с помощью контраста читатель получает возможность лучше воссоздать картину происходящего и понять авторское отношение.

Вторая часть моей работы заключает в себе анализ характеристики основных действующих лиц, а так же второстепенных героев, имеющих, однако, важное значение для понимания произведения. В первой главе второй части я рассматривала героев, находящихся «за сценой», но в то же время выражающих позицию остальных персонажей. В второй главе я сравнивала двух персонажей второго плана, в третьей главе — один из персонажей был проанализирован в сравнении с главными героями романа. Во всех трех случаях я пришла к выводу, что внутренний мир, характер, поведение персонажей раскрываются перед читателем при помощи образной антитезы. В первом случае (при сравнении образов Петлюры и русского монарха) эта антитеза выражена, скорее, в политическом контексте, в идейно-общественном мнении самого автора и его героев. Во втором случае (Най-Турс и Шполянский) антитеза выражена в поведении, аллюзиях и обстоятельствах, в которых оказываются оба персонажа. В третьей главе я анализировала противопоставление одного их героев целой группе действующих лиц, которое было выражено описанием внешнего вида героев, речевой характеристикой, отношениями с другими персонажами. Исходя из этого, а так же из краткого списка противопоставленных друг другу персонажей, приведенного мною в последней части моей работы, можно сделать вывод, что практически любой герой романа, основной, второстепенный или даже вовсе не появляющийся на страницах произведения, имеет своего героя-антипода, с помощью которого оба они раскрываются перед читателями более глубоко и подробно. Сам автор никогда не выражает прямо своего отношения к своим персонажам, но выражает свое личное мнение о них именно посредством контраста.

И наконец, в третьей части своей работы я рассматривала пространственное движение в романе. Мной руководило то, что главные символы «Белой гвардии» — Дом и Город являются именно пространственными объектами. Сравнивая два этих символа, я пришла к выводу, что они неразрывно связаны друг с другом, вовлекая в этот круг и другие пространства, и становясь таким образом единым. Именно противопоставление между этими символами заключает в себе общий смысл романа.

Таким образом, общее заключение моей работы сводится к тому, что поставленные цели были достигнуты, а именно: художественная структура романа Михаила Булгакова «Белая гвардия» строится на контрастах и антитезах, что выражается почти во всех сферах и мотивах произведения: символических, пространственных, идейных и образно-персонажных. Антиномическая структура романа позволяет читателю лучше понять авторскую идею, перекрещивание контрастных образов способствует более четкому развитию сюжета, противопоставленные друг другу символы дают нам возможность сделать наш собственный выбор, как делают его персонажи «Белой гвардии», а с ними и автор.