Для начала определим функцию пространства в литературе:
«Понимая текст как некоторым образом упорядоченную совокупность информации (или, проще говоря, — как сообщение), мы выделяем моменты, в которых пространство или время что-то значат для анализа. Пространство, возникающее внутри сообщения, позволяет реализоваться тексту в качестве некоторой упорядоченной и самостоятельной изображённой реальности: пространственные оппозиции создают возможность для:
a) функционирования определённой системы границ различного уровня;
b) существования какой-то системы персонажей, которая по функционированию отдельных персонажей в отношении системы границ делится на протагониста(ов) и второстепенных героев;
c) сюжетного развёртывания, где сюжет строится на событиях нарушения/создания границ протагонистами»1.
Исходя из вышеприведенных цитат, мы видим, что для общего анализа художественного произведения крайне важен анализ его пространственного движения.
В третьей части своей работы я попытаюсь рассмотреть пространственные фигуры с точки зрения их контрастности. В качестве этих фигур могут выступать различные символы, конкретные объекты и идейно-смысловые элементы. Я рассмотрю только основные из них, а именно Город и Дом в контексте общей идеи романа, а так же в отношении к другим пространственным объектам романа.
Примечания
1. А.Ю. Нестеров — «Пространство и время в текстовом анализе».
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |