Подходя к заключению второй части, напомню, в чем она заключалась. В этой части я сравнила нескольких выбранных персонажей, определив, что именно указывает на контрастность между ними. Исходя из этого исследования, можно сделать вывод, что авто выражает черты одних героев с помощью других. Трусость Тальберга еще резче выделяется на фоне благородства Николи Турбина и преданности Шервинского, подлость Шполянского подчеркивается смелостью Най-Турса, образ Симона Петлюры, стремящегося разрушить старый мир, становится еще более пугающим при воспоминании о мире былом, надежном и защищенном, который олицетворяет для героев романа русский император.
О многих противоположных образах в данной работе не было упомянуто, поэтому я приведу только краткий их список:
1. Император / Петлюра — образная антитеза, выражающая идейно-политические движение в романе, стремления и общественную позицию героев, символику нового и старого мира.
2. Полковник Най-Турс / Прапорщик Шполянский — образная антитеза, выражающая, в первую очередь, лучшие качества белогвардейцев, жертвенную смерть «за веру» и бессмысленность злобы революционеров, гибель лучшего мира и пришествие «новой силы».
3. Вахмистр Жилин / поэт-авангардист Русаков — образная антитеза, выражающая неотвратимость наказания и обреченность, религиозную тематику произведения, а так же народную мысль в романе: Жилин объединяет красных и белых, Русаков символизирует «болезнь» России, пораженной Гражданской войной.
4. Тальберг / Турбины и их друзья — Шервинский, Мышлаевский, Карась — образная антитеза, раскрывающая мотив Дома, так как стены дома ограждают только достойных его обитателей, а так же подчеркивающая название романа — Белая гвардия — лучшие люди, среди которых нет места предателям и изменникам. Так же это противостояние дает лучшее представление о личных качествах главных булгаковских героев.
5. Семья Лисовичей / Турбины — антитеза, выражающая в романе «мысль семейную». Лисовичи представлены крайне несимпатичными и непривлекательными. Чаще всего они маркируются желтым цветом. Не случайно квартира Турбиных находится над квартирой Лисовичей. Василиса назван в романе женским именем, так как он абсолютно лишен мужественности. В отличии от Турбиных, Лисовичи дорожат не спокойствием, миром, уютом и традициями Дома, но только материальными ценностями.
6. Елена Турбина / Ванда Михайловна Лисович — антитеза, выражающая женскую линию в романе. Хранительница очага Елена бросает все силы на сохранение семейной, мирной обстановки в Доме, преодолевая предательство мужа, ранение брата, принимающая у себя родственника. Ревнивую и некрасивую Ванду совершенно не интересует домашний уют, в ее доме все обозначено желтым цветом, а сама она лишена гостеприимности и душевной открытости.
7. Полковники Петлюровской армии: Болботун и Козырь-Лешко / белогвардейские полковники Най-Турс и Малышев — антитеза, выражающая во многом авторскую позицию в Гражданской войне. Стоит обратить внимание на неестественные смешные фамилии петлюровских главнокомандующих, на цветовое содержание их внешнего вида (желтый цвет) и на достойное поведение обоих полковников «белых».
Итак, мы видим, что образная антитеза употребляется в романе достаточно часто, и с ее помощью автор не только подчеркивает личные качества тех или иных героев, но и выражает идейно-смысловой контекст романа, что отвечает главной цели работы — доказать, что за основу структуры романа взят антонимический принцип.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |