Вернуться к Л.Н. Шабалина. Жили в Москве былой. Беседы о булгаковской Москве (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»). Пособие по практике речи

О М.А. Булгакове

Михаил Афанасьевич Булгаков (1891—1940) — врач, репортер, фельетонист, актер, один из крупнейших русских писателей и драматургов XX века.

Родился он в Киеве, в интеллигентной семье профессора Киевской духовной академии. Детство и отрочество Михаила Булгакова были безмятежны и радостны. Семья была большой, дружной, и царили в ней любовь, духовность и уют. Это из далекого и невозможно прекрасного детства — кремовые занавески в доме Турбинных как символ мирного уютного дома, лампа с абажуром зеленого цвета из кабинета отца, где тот часто засиживался допоздна за книгами, пианино с раскрытой партитурой, на котором так любила в минуты отдыха поиграть мама, Варвара Михайловна. Музыкой жила вся многочисленная семья. Душой дома была «мама, светлая королева» — такой запомнилась она на всю жизнь старшему сыну, Михаилу Афанасьевичу Булгакову.

После окончания Киевского университета, где в 1909—1916 годах он изучал медицину, Булгаков работал врачом в военных госпиталях, в земской больнице1. По возвращении в Киев в 1919 году он был мобилизован врачом в армию на юге России, связанной с Белым движением2. Болезнь (тиф) помешала ему уйти с отступающей армией из Владикавказа за границу.

В 1921 году Булгаков переехал в Москву и начал печатать фельетоны во многих газетах и журналах. В 1922—1924 годах он писал для газеты «Накануне», постоянно публиковался в газете «Гудок», что сдружило его с такими талантливыми писателями, как И. Бабель, И. Ильф, Е. Петров, В. Катаев, Ю. Олеша. Свой первый роман «Белая гвардия» Булгаков писал ночами, после изнурительной газетной работы.

По завершении романа о гражданской войне у Булгакова возникло желание писать о современности языком прозы. И эта работа была начата автобиографической повестью «Записки на манжетах» (1920—1922 г., частично опубликована в 1922—1923 г.), а также гротескной повестью «Дьяволиада» (написана в 1923 г., опубликована в 1924 г.). В октябре 1924 года Булгаков пишет повесть «Роковые яйца» (опубликована в 1925 г.), в январе—марте 1925 года — повесть «Собачье сердце», опубликованную в СССР только в 1987 году (в журнале «Знамя», № 6).

Во второй половине 20-х годов Булгаков связывает свою творческую жизнь с театром. Начав с инсценировки «Белой гвардии» («Дни Турбинных»), он пишет пьесы «Зойкина квартира», «Багровый остров», «Бег», «Кабала святош», «Адам и Ева», «Блаженство», «Иван Васильевич», «Александр Пушкин», «Батум», инсценировки «Мертвых душ», «Войны и мира», «Дон Кихота». История жизни Булгакова в театре косвенно описана им в «Театральном романе».

Официальная критика не просто не принимала его творчество, новаторское и очень смелое, но и организовала настоящую травлю писателя. Было множество политических обвинений его как «идеолога Белого движения». Булгакова не публиковали, пьесы не ставили. В результате он был вынужден писать «в стол», остался без средств к существованию. Доведенный до отчаяния писатель в 1930 году обращается к И.В. Сталину. «На широком поле словесности российской в СССР, — писал он, — я был один единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру, Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженый ли волк, он все равно не похож на пуделя».

Булгаков просил разрешения покинуть пределы СССР, где он обречен на молчание. Но Сталин испытывал явное пристрастие к его пьесам, особенно к «Белой гвардии», которую смотрел в театре множество раз.

18 апреля он позвонил писателю и предложил ему поработать в Художественном театре. Это давало средства к существованию, но не открывало дороги к читателю. «Булгаков, — как вспоминала позднее вдова писателя, — не держал в руках гранок 15 лет, с 1926 года по день смерти».

Трудно себе представить, каким гражданским мужеством, каким невероятно сильным характером, какой творческой одержимостью нужно обладать, зная, что твои произведения на родине много лет не публикуются и, возможно, никогда и не будут изданы, однако упорно писать, пусть даже и в стол. Но и все-таки булгаковская формула — «рукописи не горят» — оказалась для «мистического писателя» пророческой: его роман «Мастер и Маргарита» (а в русскую и мировую литературу он вошел прежде всего как его автор), который многие специалисты и образованные читатели считают лучшим романом XX века, был опубликован почти спустя тридцать лет после смерти писателя.

Работа над романом была начата в 1928 году. Сюжетно роман завершен, но тяжело больной писатель продолжал работу над его текстом практически до самой смерти.

Первая редакция «Мастера и Маргариты» (варианты названия: «Черный маг», «Копыто инженера» и др.) была уничтожена автором 18 марта 1930 года после известия о запрете пьесы «Кабала святош». Работа над романом возобновилась в 1931 году. Эта — вторая — редакция, создававшаяся до 1936 года, имела варианты названий: «Великий канцлер», «Сатана», «Подкова иностранца», «Черный маг» и др. В третьей редакции 1936—1937 года уже появилось название «Мастер и Маргарита».

Булгаков, очевидно, предчувствовавший свою смерть, осознавал этот роман как «последний закатный», как завещание, как свое главное послание людям. И он создал произведение, ставшее одним из значительнейших достижений русской и мировой литературы XX века.

Как-то однозначно определить этот роман не позволяет его жанровая уникальность: здесь перемешаны фантастика и реальность, миф и историческая достоверность, теософия и демонизм, романтика и клоунада. Можно сказать, что в романе М. Булгакова «соединились весьма органично едва ли не все существующие в мире жанры и литературные направления» (М. Крепс).

М. Булгаков, пожалуй, раньше и глубже, чем кто-либо из его современников проник в сущность своей бесчеловечной эпохи. Для этого он соединил в пространстве одного романа начала и концы целой эры: древний Иерусалим в год казни Иисуса Христа и современную ему Москву сталинской поры. И сделал это поразительно смело и мужественно.

Сегодня М. Булгаков, пожалуй, самый издаваемый автор в России. Трудно переоценить значение романа не только для русской, но и для мировой литературы: этот роман необоримо притягивает к себе, берет читателя в плен и уже не отпускает потом всю жизнь.

И у вас есть возможность в этом убедиться.

Примечания

1. Земская больница — больница в земстве, которое было органом местного самоуправления в дореволюционной российской губернии (основной территориальной единице).

2. Белое движение — военно-политическое движение в России в годы Гражданской войны (1918—1920 гг.); состояло оно в основном из офицерства царской армии. Деятельность его была направлена против большевизма, на сохранение в России монархического государственного строя, политических, национальных, религиозных традиций. К Белому движению (Белой гвардии) присоединились многие представители русского дворянства и интеллигенции, не принявшие большевизм и его идеи. После разгрома Белого движения борьба была продолжена в Белой эмиграции. Противостояние Белого движения большевизму — одна из величайших трагедий русской истории.