Вернуться к О.Н. Гуцалюк. Типы и функции номинаций персонажа (на материале романов М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и В.В. Набокова «Лолита»)

Выводы по главе III

Особенности номинации главного героя в романе В.В. Набокова обусловлены постмодернистским характером повествования в целом и своеобразием его повествовательной структуры, которое связано с двойственностью положения в нем главного героя, который и описывает происходящие события, и является их участником, и с постоянным варьированием типов повествования — акториального (перволичного) и аукториального (третьеличного).

Номинации главного героя романа В.В. Набокова «Лолита» являются одним из основных способов выражения его оценки в романе. Они служат средством внешней и внутренней характеристики героя. Через номинации текст романа насыщается реминисценциями, цитатами, обнажаются элементы интертекста, выступающие в роли конструктивного текстообразующего фактора.

В области номинации главного героя именами собственными главным структурообразующим приемом выступает парадигматическое варьирование номинаций: «Гумберт Гумберт», «Гумберт», «Г.Г.», уменьшительно-ласкательные наименования от имени Гумберт, другие собственные имена, в том числе включающие интертекстуальную составляющую. Они указывают на двойственную натуру Гумберта и выражают противоречивое и сложное отношение Гумберта-нарратора к описываемому герою — Гумберту Гумберту. Варьирование имени «Гумберт» на протяжении всего повествования указывает на проблемы героя с идентичностью (самоидентификацией), на его склонность к постоянной мене масок, а также на стремление спрятаться, закрыться от внешнего мира.

В области номинации главного героя именами нарицательными также отмечается парадигматическое варьирование номинаций, являющееся важным средством его характеристики с разных точек зрения. В романе представлены номинации демографического, релятивного, функционального и оценочного типа. Среди них преобладают оценочные номинации, отражающие множественность точек зрения на главного героя и неоднозначность оценочной позиции Гумберта-нарратора по отношению к Гумберту-актору. В плане реализации художественного замысла романа это связано с морально-этической доминантой романа: с помощью оценочных номинаций ярко демонстрируется нравственная ущербность и ничтожество героя, сквозь которые пробивается ощущение им аморальности содеянного и раскаяние преобразившегося Гумберта.

Особую роль в принципах номинации лица в повествовательной структуре романа играют образные номинации. В романе наличествует ряд образных номинаций, связанных с несколькими главными темами романа. Прежде всего, это ряд номинаций, связанных с темой избранности, с темой странничества и с темой «охотник — добыча». Также активны в повествовательной структуре романа зооморфные номинации с качественно-оценочной семантикой (чудовище, зверь, животное). К образным номинациям в романе относятся номинации именами мифологических существ (вурдалак, черт, людоед и др.). Они выполняют характеризующую функцию, подчеркивая определенные черты личности главного героя и раскрывая его систему ценностей. Тем самым оценочные и образные номинации выступают в повествовании как скрытые предикации: они не только называют персонажа, но и содержат его качественную характеристику.

В целом парадигматическое варьирование номинаций главного героя, состоящее из сложных и разветвленных номинационных цепочек, отражает сложную повествовательную структуру романа и сложную систему взаимоотношений «точек зрения» нарратора и персонажей. Номинации играют важную роль в создании целостного образа главного героя и организации художественного произведения, выполняя образно-смысловую, сюжетно- и структурообразующую функции.

Выявление типов и функций номинаций главного героя романа В.В. Набокова «Лолита» предоставляет возможность для более адекватной интерпретации художественного повествования модернистского типа.