Вернуться к С.О. Драчева. Темпоральная организация романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: лингвистический аспект

Выводы

Время в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» предстаёт не только как художественная, но и как философская категория, поскольку опосредованно отражает представления писателя об устройстве Бытия, почерпнутые им из концепции всеединства вселенной русского философа-экзистенциалиста П.А. Флоренского.

Трёхуровневая система Бытия П.А. Флоренского реализуется в тексте в виде трёх повествовательных планов — реалистического, библейского и мистического, характеризующихся разной временной протяжённостью. Преодоление дискретности художественного времени, задающегося наличием трех пространственно-временных континуумов, осуществляется в романе посредством, с одной стороны, пересечения их временных линий в одной координате (полночь с пятницы на субботу), знаменующей в произведении центр Бытия (слияние вечности и времени), а с другой — циклической организации связей внутри планов и между ними. Соблюдение первого композиционного принципа достигается за счет того, что каждый из трёх планов обладает своей устойчивой системой темпоральной номинации, определяющей специфику течения (скорость) и направления (вектор) его времени; в свою очередь, второй принцип реализуется:

1) в циклизации ряда сюжетных линий;

2) в вынесении важных сюжетных событий на середину какого-либо временного отрезка;

3) в индивидуальной перцептуальной обращенности каждого из повествовательных планов (прошлое — настоящее — будущее);

4) в выстраивании кольцевой композиции повествовательных планов.

Помимо сюжетно-композиционной организации, в романе наблюдается соотношение основных положений теории П.А. Флоренского с уровнем персонажа, о чем свидетельствует анализ представленной в романе «Мастер и Маргарита» достаточно ограниченным числом лексических единиц «категории вечного», которая играет ведущую роль в раскрытии философской основы текста, отражая качественные характеристики времени в булгаковской концепции мироздания; в этой связи в тексте соблюдается чёткая дифференцированность в употреблении лексем со значением временной безграничности по отношению к тому или иному герою, находящемуся на одном из трех уровней Бытия (земном, «дьявольском» или вечном), принадлежность к которому, согласно концепции П.А. Флоренского, неизменно обуславливает устойчивое восприятие его временных характеристик.

Особая роль лексической темпоральности, кроме того, прослеживается при создании индивидуальных образов времени; в этом плане мы проанализировали реализацию темпоральной лексики и фразеологии в речевых высказываниях главных героев — мастера и Маргариты, в связи с чем было отмечено формирование в их речи двух типов восприятия времени — отнесенного в прошлое пассивного (мастер) и направленного в будущее активного (Маргарита).