Формирование художественного мира литературного произведения есть процесс творения писателем иной, эстетически обусловленной и отличной от существующей действительности; в этой связи в данном процессе первостепенную роль начинает играть художественное слово, особая значимость которого заключается в том, что именно оно является материальным воплощением идеальной сущности новой, порожденной сознанием автора реальности, которая не существует вне этого «своего уникального, выстраданного художником» слова, не способного, в свою очередь, быть адекватно замененным никаким другим [Ребель 2001: 17]. В этом плане в закатном произведении М.А. Булгакова прослеживается теснейшая связь лексического уровня текста и его сложно организованного художественного мира, позволившая Г. Ребель высказать замечание о том, что «художественное... слово в романе «Мастер и Маргарита» наделено особыми полномочиями: оно порождает новую действительность — не менее, а более реальную, чем подлинная» [Ребель 2001: 104].
Произведенное нами в предыдущей части работы исследование наглядно подтверждает данную мысль о первостепенности художественного слова в «Мастере и Маргарите»: анализ семантических и функциональных особенностей темпоральных лексико-фразеологических средств позволил вскрыть их немаловажную роль в произведении М.А. Булгакова. В этой связи обращение к редакциям романа приобретает существенное значение при изучении движения творческой мысли писателя, позволяя не только объяснить в тексте частные случаи лексических предпочтений, но и раскрыть первоосновы в формировании единой системы темпоральной номинации и её роли в процессе моделирования художественной действительности.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |