Вернуться к О.В. Волков. Текстообразующие функции лексических средств в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

1. Лингвогносеологический аспект исследования художественного текста

Художественный текст является особым филологическим способом освоения бытия, он создается на основе психического способа отражения познанного реального мира. Объективная реальность действительного мира, будучи духовно освоенной автором, ложится в основу смоделированной им реальности. Благодаря воображенною, автор творит, создавая на основе фактов бытия свой духовный, внутренний мир в мире, который он затем воплощает в своем произведении. Объем включенных в художественный текст объектов реальной действительности зависит от авторской интенции и жанровой принадлежности произведения. Реалии бытия и реалии мыслимого автором мира, основанные на фактах бытия, образуют единый художественный мир. «Внутренний мир человека, взятый в целом, не меньшая реальность, чем явления материального мира» [Франк 1956, 14]. Материальный мир, существующий объективно, пропускается через мир творящего сознания, субъективного по своей внутренней духовности, и оформляется автором-творцом в тексте — явлении художественной авторской со-бытийности.

Пространство текста — это явление художественной со-бытийности, воспроизводящей в художественных образах мир авторского духа. «Дух есть свойственная человеку функция отражения материальной действительности, т. е. характерная особенность той ступени развития последней, на которой она приходит к самосознанию» [Лосев 1962, 85]. Результатом работы духа, который в произведениях искусства создает завершенные творения духа, является «мыслимый, смоделированный автором целокупный мир, относительно приближенный к точности действительно существующего события. Мыслимый мир — субъективно-объектированный мир своего сознания [Диброва 1998, 251].

Д.С. Лихачев, рассуждая о внутреннем мире художественного произведения как целостном образовании и его соотношении с действительным миром, подчеркивает, что «мир художественного произведения» — результат действия двух факторов (составляющих): «верного отображения и активного преобразования действительности» [Лихачев 1982, 726].

Являясь результатом работы духа как орудия «сознательной ориентации в действительности для воздействия на нее и в конце концов для ее переделывания» [Лосев 1962, 82], художественный текст выступает в непрестанном именовании и переименовании всего, что дух художника слева находит вокруг и внутри себя. Художественный текст имеет свою, собственную внутреннюю референтность, опосредованно отражающую события, явления, предметы внешнего мира.

Художественный текст — объективный мир авторского сознания, существующий независимо от тенденции реального события, независимо от истинности/неистинности события. Реальная модальность действительности и ирреальная модальность авторского вымысла относятся к разноплановой референтной принадлежности, но являются составляющими единой художественной системы, где правда переплетена с вымыслом, основанием для которого также являются факты, события, объекты бытия. Мыслимый авторский художественный мир объективен. Объективными являются как рациональные, так и иррациональные моменты этого мира. Единая субстанция художественного мира определяет референтную особенность пространства художественного текста.

Предметное пространство художественного текста представляется в виде системы объектов, структурируемой в сознании автора произведения на основе присутствующих в тексте словесных выражений, другими словами, «поэтическая речь представляет собой такой модус языковой коммуникации, который требует для своего понимания конструирования (а не просто соотнесения) определенных сфер референции (миров), в которых высказывание может быть истинно, и задания отношений между мирами» [Золян 1986, 106].

Внешний мир, мир окружающей действительности, выступающей как глобальное референциальное пространство, соотносясь с единицами языкового текста, которые актуализуются в конкретных речевых актах, реализуется в универсуме художественного текста.

Так как пространство художественного текста представляет собой результат творческой авторской перекомбинации реального мира, то невозможно говорить о непосредственной соотнесенности словесных выражений с системой объектов реального мира. Статус внутреннего мира художественного произведения определяется дистанцированностью текстовых номинаций от универсума прямых речевых актов. Структурализм вводит понятие модели для определения специфики референтного устройства художественного текста: «вторичная моделирующая система художественного типа конструирует свою систему денотатов, которая является не копией, а моделью мира денотатов в общеязыковом значении» [Лотман 1970, 61].

Внутренний мир произведения строится по своим правилам. В.Н. Топоров отмечает, что «референциальная сфера «нема» и «слепа», поскольку она отчуждена от царства знаковости, если только она не освещена планом содержания, конкретно теми смыслами, которые выработаны культурой и которые сами ее переформируют и выстраивают» [Топоров 1994, 11].

В художественном тексте автор-создатель выступает в роли субъекта, участвующего в коммуникации. Активный характер его деятельности необходимо учитывать при исследовании пространства художественного текста, поскольку «сами по себе языковые выражения не указывают на какие-либо объекты мира: указание как речевой акт осуществляется носителями языка как носителями определенных концептуальных систем. Соответственно распознавание, идентификация референциальных намерений входит в задачу интерпретации в концептуальной системе партнера коммуникации, интерпретации, охватывающей самого субъекта референции, используемое им языковое выражение, а также контекст его употребления» [Павиленис 1985, 385].

В пространстве художественного текста автор создает сложную, иерархически упорядоченную систему уровней коммуникации, представленных особым субъектом речи, поэтому «в художественном тексте устанавливаются сложные, динамичные отношения между разными субъектными сферами: автором, рассказчиком и персонажем» [Одинцов 1980, 187]. Определение статуса субъекта речи в художественном тексте становится возможным при применении основных положений теории референции к условиям художественной коммуникации. Характер и объем единиц художественного текста, их соотнесенность с объектами мыслимого мира зависит от субъективного фактора, авторской интенции. Вопрос о роли субъективного фактора в пространстве художественного текста затрагивает проблему автора как организующего центра произведения.