Вернуться к А.Ю. Панфилов. Тайна «Красного перца» (М.А. Булгаков в 1924 году): Выпуск I

или Иосиф Виссарионыч?

Из дальнейшего выясняется, кто стоит в центре этой проблематики:

Бежит Иван Иваныч версты считает,
А сам мечтает:
— Хорошо бы теперь в каком-нибудь Мадриде
Гулять в самом лучшем виде...
Но так как нельзя было убежать за границу —
— Прыг на следующую страницу!

Почему же именно в Мадриде? Эта столица выбрана вовсе не ради рифмы. В Мадриде, как должно быть известно, живут испанцы. В № 10 появится цикл рисунков того же Б. Антоновского «Непонятное письмо», в котором упоминаются эти же самые испанцы.

Те, да не те. Получатель письма представляет себе испанцев из Мадрида, танцующих в роскошном ресторане, а отправитель имел в виду... жаргонное название досаждавших ему во время тюремной отсидки крыс. Вместе с тем — изображение тюремного подвала с окном за решеткой и героем карикатуры, сидящим на нарах, напоминало о пародии на картину «Княжна Тараканова» в № 3. Само ее название: «Комната по ордеру» — двусмысленно: может подразумеваться и ордер на жилплощадь, и... ордер на арест! А вслед за этим полотном угрюмое изображение камеры напоминало и самих та-ра-ка-нов!

Таким образом в рассказе о приключениях Ивана Иваныча вновь появляется... товарищ Стайкин. Это, кстати, мотивирует и сходство сюжета стихотворного повествования с киноэпизодом: ведь герой последнего — «гость с юга», то есть чистокровный кавказец в исполнении Семена Фарады! Какая связь т. Стайкина с тараканами? Как будто бы никакой. Ведь теперь принято считать, и сам автор утвердил это мнение, что в стихотворении К. Чуковского «Тараканище» никоим образом не может подразумеваться товарищ Сталин.

Но мы думаем, что это слишком поспешное заключение. В момент написания стихотворения тов. Сталин уже был генеральным секретарем коммунистической партии и всеми признанной ключевой фигурой в разворачивавшейся борьбе за власть. Вводя в свой текст опосредованный жаргонным названием крыс намек на других домашних паразитов — тараканов, автор 1924 года учитывал те ассоциации, которые с самого начала, несомненно, вызывались стихотворением Чуковского.