По той же причине в «Повести непогашенной луны» Пильняка, в которой уже безусловно изображен Сталин, с фигурой «негорбящегося человека» связывается... другое стихотворение Чуковского — «Телефон». Нам уже доводилось однажды рассматривать этот мотив многочисленных телефонов в кабинете — как атрибут власти, связывающий повесть Пильняка и с произведениями Булгакова, и даже с карикатурой на «властелина мира» Эйнштейна, помещенной в «Дрезине». Задерганный, мечущийся руководитель государства, поминутно вынужденный восполнять товарный дефицит в разных уголках огромной страны, — таким изображен «негорбящийся человек», Сталин в «Повести непогашенной луны»: «Прошли час и другой, человек сидел за бумагами, работал. Однажды зазвонил телефон, он слушал и ответил: «Два миллиона рублей галошами [!!] и мануфактурой для Туркестана, чтобы заткнуть бестоварную дыру...»»
Герой повести оказывается в положении героя стихотворения Чуковского (вплоть до... «галош», которые в стихотворении постоянно требуются прожорливым крокодилам!). И, как мы видели, эта связь фигуры Сталина с телефоном возникает еще в журнале «Заноза»: в высмеивающем сталинский акцент рассказе «Американец» сюжет построен именно на телефонной афере. И наоборот: в знаменитой серии рисунков из № 4, бедный Гольдман, переживающий судьбу Ильича... оказывается не только умершим, но и еще страшнее — отрезанным (как и Ленин, изолированный соратниками в Горках) от телефона. И отрезанным именно отвратительной старухой, в которой воплотилась фигура Сталина!
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |