Вернуться к А.Ю. Панфилов. Тайна «Красного перца» (М.А. Булгаков в 1924 году): Выпуск I

Еще ряженые

Это что! Скажем по секрету: в таком ли еще виде предстанут перед нами Владимир Ильич, и даже... его благоверная, на страницах этой безумной «Занозы»! Остается вопрос: почему же карикатурист (несомненно, с подсказки в очередной раз заглянувшего в будущее Булгакова) придал Ленину атрибуты великого клоуна второй половины XX века? Во-первых, это гениальное «режиссерское» решение: Олег Попов ведь действительно необыкновенно подходящая, неожиданная кандидатура на роль Ленина!

Немного больше прояснить этот прием помогает расположенная на той же странице журнала заметка из рубрики «Капкан» (вспомним загодя пародию Н. Олейникова 1934 года на стихи капитана Лебядкина из тех же «Бесов»: «Таракан сидит в стакане. Ножку рыжую сосет. Он попался. Он в капкане. И теперь он казни ждет», — она еще откликнется в дальнейших материалах «Занозы»).1

Заметка называется «Верный способ»: «В старом анекдоте цыган пробовал отучить свою лошадь от еды. Поначалу, отучил от овса, потом урезал сено, а там перестал кормить вовсе...» Не будем продолжать дальше всем известное. Понятно также, почему речь идет об овсе: Овсов — было сакраментальной фамилией в том чеховском рассказе, который перелицовывался в рассказе «Зубное». Очень уместно и появление анекдота в этой заметке на бытовую тему: он соответствует тем политическим анекдотам про Ленина, которые предвосхищаются в предшествующей карикатуре. Но вот почему скаредный хозяин лошади в этом анекдоте — цыган?

Чтобы получить ответ на этот вопрос, нужно читать журнал дальше. Тогда в № 6 от 17 марта на последней странице обложки мы встретим следующий рисунок Ю. Ганфа. Две девицы развязной наружности (причем одна из них — блондинка!) ведут такой диалог: «— Слышь, Лелька... Ежели за такое большевики судить начали, — быть нам без хороших гостей!.. Из «цыган» в секретарши придется пойтить». Смысл диалога поясняет эпиграф к рисунку: «Быв. Председателем Промбанка Краснощековым засчет банка оплачивались цыгане, шампанское и т. д. (Из газет)». Как будто в Москве нельзя было найти настоящих цыган! Однако автор карикатуры почему-то осложняет сюжет посторонней линией: речь идет не только о проделках банкира, но и предприимчивых девицах легкого поведения, которые заманивают к себе клиентов липовой «цыганщиной»!

К появлению этого мартовского рисунка готовит в феврале герой анекдота — цыган. И благодаря этому, заметка из рубрики «Капкан» граничит с той же темой переодеваний, травестий, маскарада — что и в стихотворении о зицпредседателе Фунте, рисунке быка с выменем и анекдотической карикатуре о воскресшем Ленине, принявшем обличие Олега Попова. Одной стороной, как уже стало понятно, эта тема маскарада обращена к самому Булгакову, творящему такой же маскарад на страницах журнала. Но и это еще не все: та же веселая тема имеет здесь трагический (и вновь — предвосхищающий события!) оборот.

Примечания

1. Любопытно также сравнить с темой обложечного рисунка номера «Занозы» дальнейшее описание одного из вивисекторов в стихотворении: «...И, проткнувши, на бок валит Таракана, как свинью. Громко ржет и зубы скалит, Уподобленный коню».