Вернуться к А.Ю. Панфилов. Тайна «Красного перца» (М.А. Булгаков в 1924 году): Выпуск I

Зверинец

Как видим, материалы журнала «Красный перец» проникнуты оппозиционным по отношению к политике правящей партии духом — тем же, что и публикации «булгаковской» «Дрезины». Ведь именно для того, чтобы избавиться от этого «духа», и потребовался тот «крутой поворот влево», совершенный в августе 1924 года, о котором пишет Булгаков в своем дневнике.

После разгрома петроградского издания, Булгаков явно не собирался сдаваться и, так сказать отойдя на заранее подготовленные позиции, продолжал в московском журнале борьбу за право писателя свободно выражать свое отношение к окружающей жизни. Политическая сатира стала здесь более изощренно законспирированной. Если критика «мировой революции» в «Дрезине» прямо становилась предметом отдельных рисунков, как с пародией на «башню Татлина» — проект памятника Коммунистическому Интернационалу, или с афоризмом академика И.П. Павлова о перспективах «мировой революции», — то эта же тема в «Красном перце» становится явной лишь при достижении «критической массы» из трех-четырех карикатур, связанность которых единым сатирическим замыслом далеко не очевидна.

И тем не менее, в том самом январском № 1 1924 года, где появляется карикатура «Желудочная дипломатия», вносящая окончательную ясность в трактовку событий в Германии, — мы встречаем настолько откровенное изображение, что от него волосы, что называется, становятся дыбом. Это рисунок К. Елисеева с каламбурным названием «Забиакальный круг партдискуссии» (стр. 5). Здесь представлены портреты тогдашних руководителей партии — но в каком виде! Острота сатирического изображения на этих карикатурах ничуть не уступает изображениям западных политических деятелей в «дрезининском» паноптикуме. Руководители партии и правительства представлены здесь в виде... зодиакальных животных.

Самое невинное изображение — Л.Д. Троцкого, понятное дело — в образе «льва». О причине такого снисхождения легко догадаться: автор рисунка проявил сочувствие к властителю, изгоняемому в это время с политической сцены. Но далее!.. Калинин — изображен в виде «рака»; Зиновьев — о будущей «жертвенной» участи которого не осталась, напомним, в неведении «Дрезина» — представлен в образе «тельца», надо думать — обреченного на заклание. Вместе с тем рога у этого «тельца» не полукруглые, как следует, а... прямые: как они традиционно изображаются у чорта. Подпись к карикатуре на Муссолини звучала: «Корова ялова отелила дьявола!..» — тем самым ставится знак равенства между коммунистическим лидером Зиновьевым и фашистским лидером Муссолини.

Бухарин — номинально «овен», но на рисунке мы видим совсем другое: он нарисован в виде... гиены! И вновь, тем самым пророчится катастрофический финал его политической карьеры; он будет ошельмован и казнен как «прислужник империализма», а вместе с тем в политическом лексиконе тех лет известно выражение: «гиена империализма». Вот в виде такой «гиены» и изображен бедный (но пока еще не знающий об этом) Бухарин. Он... ра-зоб-ла-чен, а его «зодиакальный знак» — оказывается «овечьей шкурой»!

Каменев — водолей, что, видимо, означает обычное партийное словоблудие; Сталин — козерог; Радек — ничуть не лучше: скорпион!.. В целом рисунок этот, подобный брошенной перчатке, снабжен подписью, предназначенной, по-видимому, чтобы смягчить впечатление, а на деле — лишь подчеркивающей, что в нем происходит сатирическое бичевание: «На табели сей / Не ставили подписей / Преследуя виды, / Чтобы не было обиды». Иными словами, «обида» (мягко говоря) — самим авторам представляется само собой разумеющейся реакцией на такие «портреты»!

Не чужд иронизирования в адрес политики властей предержащих, к слову сказать, и «евангельский» рисунок в октябрьском номере того же года. Там Иуда говорит премьер-министру Макдональду о своих «серебренниках», и эта тема в 1924 году имела... актуальное звучание: на страницах того же «Красного перца» мы можем встретить ряд публикаций, посвященных выпуску первой советской серебряной монеты: денежная тема, как мы увидим, имеет здесь особое значение.

Ясно, что, как и «Дрезину», ее московского собрата рано или поздно должны были (как выразился Булгаков) «прихлопнуть». Попытаемся установить, что могло послужить «последней каплей» — такой же, как пародия на памятник Коммунистическому Интернационалу, ставшая, согласно нашей реконструкции, причиной разгрома «Дрезины».