Мы нашли в журнале ту карикатуру на тему «Итогов XIII съезда», которая, по утверждению Булгакова, подняла «гвалт» в Московском комитете партии и послужила поводом к реорганизации «Занозы» и «Красного перца». Это рисунок художника К. Елисеева под названием «Новая буржуазия» в июльском 1924 года № 13 «Красного перца». Точный текст ее подписи составляет реплика пышной нэпманши, действительно, как и сообщает Булгаков, сидящей за туалетом, платье которой шнурует горничная: «— Даша, да не душите же меня так! Ведь даже большевики постановили, чтобы нас не душить, а только ограничить».
С нашей точки зрения, ничего криминального в этом рисунке нет. Но можно догадываться, отчего поднялся «гвалт», о котором говорит Булгаков: большевикам могло показаться, что они предстают на этом рисунке в роли... лакеев «новой буржуазии», обслуживающих ее интересы, вместо того, чтобы ее (как будет говорить булгаковский П.П. Шариков про котов) «душить». Это именно та политическая коллизия, которая расколола их партию и вокруг которой в ближайшие годы в стране развернется борьба.
Однако и сам Булгаков в своей дневниковой записи говорит, что ««Красный перец» отличился несколько раз», а описываемую карикатуру приводит лишь как один из «частных» примеров. Поэтому, для того чтобы понять дневниковую запись Булгакова во всей ее полноте, необходимо установить те несколько других случаев, когда «отличился» перед московскими властями сатирический журнал.
Решить эту задачу поможет системный характер сатирических публикаций журнала, о котором мы говорили. Второй, не названный в дневниковой записи писателя, заголовок рисунка — «Новая буржуазия» — подсказывает, с каким из предыдущих рисунков журнала он связан и что могло до такой степени разозлить партийных боссов Москвы.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |