Вернуться к А.Ю. Панфилов. Тайна «Красного перца» (М.А. Булгаков в 1924 году): Выпуск I

Гран-пасьянс

И вновь — совершенно предсказуемое соседство: на следующем развороте номера эта подспудная, опосредуемая булгаковским очерком и набоковским романом, карточная тема — и вновь в политической аранжировке — уже открыто реализуется на рисунке того же М. Черемных с подписью «Пики-козыри французской буржуазии», где в виде изображения — но не на двух, как у Булгакова в рассказе, а на одной игральной карте представлены Думмерг и Мильеран (стр. 5). Мы уже вкратце упоминали об этой карикатуре. Смысл ее становится ясен из эпиграммы «Наследство Мильерана» (стр. 6), имеющей эпиграф: «Новый французский президент Думмерг заговорил языком Мильерана. (Из газет)».

Французам Левый Блок внушал довольно рьяно,
Что нет Пуанкаре да нет и Мильерана...
— Как Мильерана нет?.. — раздался снизу крик,
— Когда он Думмергу... оставил свой язык!..

Как это уже не раз случалось, эпиграмма бросает разоблачающий свет на другой, довольно давно появившийся, и не в самой «Занозе», а в «Красном перце» рисунок. Это карикатура Ю.Г. в № 1 за 1924 год «Карты для игры в партстроительство» (стр. 6). Здесь уже не пики, а бубны, и одна и та же карта изображена дважды, как гласят подписи: «Образец до-дискуссионный» и «Образец после-дискуссионный». На карте предстают аппаратчик и рабочий, и смысл повторения в том, что в первом случае аппаратчик сверху — а рабочий снизу, а во втором случае — наоборот. Но на фоне позднейшей карикатуры «Занозы», утверждающей, что смена президентов разной политической принадлежности ничего не меняет, благополучный смысл политической агитки сменяется на острокритический по отношению к советскому строю: вскарабкавшийся «наверх» рабочий неминуемо превратится в точно такого же аппаратчика.