Вернуться к А.Ю. Панфилов. Тайна «Красного перца» (М.А. Булгаков в 1924 году): Выпуск I

Возвращение на пальму

Кроме этих «приветов», по-видимому, Булгаков продолжает выполнять негласные функции «художественного руководителя» журнала. № 12 — тот самый знаменитый, «жилищный», с которым пытался соревноваться «Смехач» и в котором многократное развитие получает булгаковская идея неожиданных мест обитания. В предыдущем нашем исследовании мы отдали приоритет в этом соревновании «Смехачу» — как правопреемнику «булгаковской» «Дрезины», но теперь нам понятно, что такое неожиданное, казалось бы, вторжение булгаковской художественной мысли и на страницах «Занозы» объясняется ролью, которую писатель играл в этом издании.

В № 13 напечатан юмористический рассказ В. Катаева «Преподобный о. Ниагаров» (стр. 5—6), а на последней странице обложки комикс И. Малютина «Чудеса науки и техники. (Великосветский роман из немецкой жизни)», подписи к которому, написанные в подражание «Гисторическим анекдотам из записок моего деда» Козьмы Пруткова, сделаны, возможно, тоже Катаевым. Последний рисунок — престарелый барон Фон-Дер-Шлихт после неосторожного омоложения — повторяет идею, которая уже встречалась нам в «Красном перце»: герой превращается в обезьяну... сидящую за столом во фраке с орденами.

Следует только обратить внимание, что этот контраст разрешается изображением... декоративной пальмы, под которой стоит стол, — аксессуара, гармонирующего как с баронами, так и с обезьянами. Срв. аналогичную, сглаживающую безобразный контраст функцию шотландской юбки, надетой на женщину с головой мужчины на рисунке «В мастерской» Н. Купреянова.