Вернуться к А.Ю. Панфилов. Тайна «Красного перца» (М.А. Булгаков в 1924 году): Выпуск I

Прообраз роковой карикатуры

№ 14 идеологически «чист» — он посвящен XIII съезду РКП(б), и никаких «булгаковских» материалов в нем печатать не стали. Однако подготовка к новому демаршу, который, вероятно, и оказался последней каплей, приведшей к ликвидации «Занозы», началась еще в № 11.

Мы убедились, насколько лукаво дневниковое сообщение Булгакова о том, что причиной катастрофы «Красного перца» и «Занозы» явилась карикатура, посвященная XIII съезду. Мы теперь можем быть твердо уверены, что «война» велась на протяжении, по крайней мере, всего 1924 года, и даже сама карикатура эта, созданная на тему «Новой буржуазии», указывала на другой, действительно «криминальный» материал «Красного перца», в котором изображалось разнузданное торжество этой самой буржуазии при воображаемом новом воцарении в России дома Романовых.

Об этом же говорит хронология публикаций. Ко времени выхода апрельского № 11 «Занозы» материал ее «старшего брата», послуживший последней каплей, опубликован еще не был: карикатура «Новая буржуазия» появится только в июльском № 13. А вот одновременно с № 11 «Занозы» выходит тот самый № 8 «Красного перца», на последней странице которого живописуется победоносный въезд наследника престола в Москву. И появление его в параллельном номере «Занозы» сопровождается стихотворением... самым непосредственным образом предвещающим появление той самой роковой июльской карикатуры!

Можно заметить, что некоторые «булгаковские» материалы появлялись за подписью некоей «М. Андриевской» (или Андреевской), инициалы которой совпадают с инициалами писателя: «М.А.», а сама фамилия... служит прозрачным указанием на Андреевский спуск — улицу в Киеве, где родился Булгаков! Теперь же эта подпись была разделена надвое, и обе части поставлены под материалами, опубликованными на одной странице (стр. 6) и так или иначе указывающими на Булгакова. В одном случае — это юмореска, озаглавленная характерным булгаковским словообразованием, с которым мы уже встречались в фельетоне «Изюминка»: «Загсиада»;1 подписано: «Андриевская».

А сразу под ним — стихотворение «Небольшая разница», подписанное инициалом «М.» В нем-то и предвосхищается тема «роковой» карикатуры — на которой, напомним, горничная, вопреки решениям партийного съезда, шнуруя платье, «душит» свою барыню-нэпманшу. Здесь, наоборот, барыня... душит горничную:

В эксплоатации прислуги
Попалась барыня, и угодила в суд
... [sic!]
Известно уж, в суде очко не пронесут... [?]
Рыдает барыня склонясь на грудь подруге:
— Оштрафовали, да!.. Небесный царь, прости,
Какие строгости в советском обороте:
Винят, что я ее душила на работе,
Так я ж сама душусь... Коти!..

Таким образом: июльская карикатура «Новая буржуазия» варьировала замысел стихотворения, опубликованного одновременно и в параллельном издании с напечатанной в «Красном перце» серией рисунков на тему «свержения» Советской власти «Что было бы, если бы...»; тем самым опосредованно указывала на нее. И это подтверждает наш вывод о том, что эти «крамольные» рисунки тоже входили в череду скандалов непокорных изданий с Московским комитетом партии, закончившуюся для них, этих журналов, репрессиями.

Примечания

1. Срв. также название серии рисунков Ю. Ганфа «Футболиада» на текст М. Вольпина в июльском № 20.