Вернуться к А. Диалло. Структура художественного конфликта в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

1.2. Время прошлое, настоящее, будущее — динамика ценностного вектора

Ценностный вектор является важным понятием, которое характеризует взаимоотношения между различными сторонами конфликта, а также указывает на отношение автора к тем явлениям, которые присутствуют в антиномическом противостоянии. При этом направление вектора указывает на позитивный ценностный ориентир, заключенный в образной системе произведения.

Следует, прежде всего, отметить, что с точки зрения соотношения времени и вектора противостояния антиномии, выделяются следующие основные типы антиномии: настоящеепрошлое, прошлоенастоящее и настоящеебудущее. Направление ценностного вектора в каждом конкретном случае может иметь индивидуальный характер.

Обращение ко времени является одной из важнейших характеристик мировоззрения и творчества писателя. В этом отношении характеристики настоящеепрошлое и настоящеебудущее являются доминантными, обусловливающими всю полноту оригинальности этической системы автора «Мастера и Маргариты».

Так, в структуре времени у Булгакова можно отметить двуединое направление антиномического ценностного вектора. Одно направлено от настоящего к будущему (или, вечному), при полном или частичном отрицании настоящего. В другом случае взор автора обращен сквозь настоящее к прошлому, в котором писатель обнаруживает важный с точки зрения морально-этических ценностей образ, некий идеал, или источник спасения человечества.

Однако антиномический вектор настоящеепрошлое часто является амбивалентным. Мысленный взор писателя и его персонажей направлен в прошлое и от прошлого к настоящему времени. Это связано с реминисценциями, воспоминаниями о прошлом, либо с помощью какой-то одной важной детали, нередко старой книги, либо целого ряда подробностей, как в его (Булгакова) книге.

Амбивалентность антиномической доминанты М.А. Булгакова таится в его мироощущении. Он отрицает настоящее в его сиюминутном проявлении, ему свойственно ощущение несправедливости и косности жизни. Но это настоящее для него испорчено и, чтобы восстановить справедливость, Булгакову приходится часто обращаться к прошлому.

В архитектонике булгаковского текста прошлое всегда несет в себе более сильный этический и эстетический «удельный вес», чем настоящее. Обращение к прошлому в сознании автора или героев несет в себе некую «реставрацию» нравственных ценностей. В оживлении прошлого и духовном воссоединении с ним как бы провидится расширение масштаба миросозерцания. Прошлое есть для М.А. Булгакова «способ умножения» жизни, способ «исправления настоящего».

Оппозиция настоящеепрошлое актуализирует другую оппозицию мигвечность. Память о прошлом представляет собой творческий импульс для восприятия глобальных злободневных проблем. Герой ощущает себя звеном колоссальной человеческой цепи, протянувшейся из настоящего в прошлое, и далее — из настоящего в будущее. Также нельзя не обратить внимания на три антиномии: настоящеебудущее, настоящеепрошлое, настоящеевечность.

Исследователь творчества Булгакова Б.В. Соколов в книге «Загадки творчества» раскрывает механизм подобного умножения жизни, или укрупнения масштаба изображения мироздания. Оно во многом связано с тем, что М.А. Булгакову удалось соединить в едином сюжете далеко отстоящие друг от друга временные пласты, настолько далеко, что это не удавалось сделать ни одному из современников и предшественников писателя.

Вспомним, что у Булгакова события происходят в основном в двух мирах. Это, во-первых, современный московский мир, и, во-вторых, Ершалаимский мир. Эти миры одновременно сосуществуют в тексте романа по антиномическому принципу тождества и различия.

В «Мастере и Маргарите» мы обнаруживаем без проблем ярко выраженный временной вектор, направленный из настоящего к будущему, из настоящего к прошлому, из настоящего к вечности. У Булгакова важную роль для реставрации прошлого играют люди и древний мир. Это в качестве примера — Иисус и Понтий Пилат, что для Булгакова в некоторой степени являются время несправедливости и высоконравственные люди.

Воспоминание — творческий акт, благодаря которому жизнь осмысляется через призму основополагающих категорий бытия — Род, Природа, Смерть, Жизнь, Вечность. Обращение, направленное в прошлое, становится фактором приобщения к мнимому миру.

Нравственный идеал автора находится в прошлом, что объясняется его отношением к реальности, чаще всего критическим.

Одним из тех писателей, в творчестве которых обращенность в прошлое всегда играла ведущую роль в изучении созидательного материала, помимо прочих был М.А. Булгаков.

Важнейшей доминантой в творчестве Булгакова является обращенность к прошлому. Часто встречается антиномическое противопоставление «прошлое — настоящее».

Следует сказать, что у Булгакова такой вектор направлен в противоположную сторону от настоящего к прошлому и от прошлого к настоящему. У Булгакова прошлое является необходимым условием реставрации нравственных ценностей, без которых Москва с его властями рухнет.

Прошлое — хорошо, оно нуждается в воспоминании. Прошлое есть для Булгакова единственный выход для реставрации (восстановления) человеческих ценностей. Путь к светлому будущему неизбежно требует возвращения прошлых позитивных ценностей.

Такая оппозиция может быть воспринята как временной конфликт. В нашем случае он носит ценностный вектор. Здесь точкой отсчета является настоящее. Важно отметить, что вектор антиномии настоящеебудущее преимущественно указывает в сторону будущего.

В произведениях фантастики такая картина наблюдается очень часто. Будущее часто изображается как реализация дивных идеалов человечества. Антиномия настоящеебудущее работает в произведениях фантастики или элементами фантастики. Она присутствует также в тех книгах, где в качестве основного материала берется настоящее, но будущее существует как идеологический двигатель исторического процесса.

Булгаков как любой другой революционер, борется во имя светлого будущего, во имя справедливости, во имя равенства, во имя нравственных ценностей, словом, во имя упорядоченного общества. Антиномический вектор настоящеебудущее особенно ярко воплощается в тексте М.А. Булгакова.

Отметим, что в тексте художественная антиномия способна разделяться на две части, в первой из которых на семантическом уровне ее вектор направлен из настоящего в будущее, а во второй на формальном уровне — наоборот, из настоящего в прошлое.

Таким образом, антиномический вектор, кажущийся целой и единой сама по себе, может обнаруживать свою внутреннюю разноречивость на глубинном уровне.

В антиномическом векторе будущеенастоящее вектор противостояния направлен из будущего в настоящее. Наиболее часто такое соотношение можно наблюдать в текстах, где будущее описывается в пародированном, карикатурном, сатирическом, гротеском видах. Настоящее не обнаруживается, не конкретизируется, но существует в качестве оригинального плеча равновесия за кадром.