Вернуться к Е.В. Михалевич. Сопоставительный анализ речевых партий персонажей романа «Белая гвардия» и пьесы «Дни Турбиных»

1.2. Образ персонажа и речевая организация художественного произведения

Образ персонажа является одной из основных категорий художественного текста. Взаимодействие персонажей друг с другом организует фабульное и сюжетное движение, а, в конечном итоге, — и содержание текста. Чаще всего персонажем называют любое действующее лицо, субъект действия вообще, представлен ли он непосредственно или о нем рассказывается (синоним — «литературный герой») [Мамонтов 1987:276]. Иногда под персонажем понимают лишь второстепенное лицо, не оказывающее существенного влияния на события в произведении. Тогда с помощью термина «литературный герой» подчеркивается господствующее положение действующего лица в произведении (главного героя, по сравнению с персонажем); указывается на то, что данное лицо несет основную проблемно-тематическую нагрузку [Масловский 1987:195].

В романе «Белая гвардия» нельзя выделить главного героя в традиционном понимании этого термина (см., например, [Бабичева 1983, 1989, Биккулова 1993, 1994, Кожевникова 1973]), поэтому в дальнейшем мы будем использовать термины «персонаж» и «литературный герой» как взаимозаменимые.

Литературный герой — это целостный образ человека в совокупности его облика, образа мыслей, поведения и душевного мира. В литературном герое воплощается концепция писателя, исходя из которой и строится художественный образ. Свое уникальное значение литературный герой получает только в общей системе (контексте) всего произведения. «Именно в образе литературного героя отвлеченно-мировоззренческая проблематика сгущается до личностной и психологически напряженной ситуации, требующей немедленного разрешения» [Масловский 1986:195].

К понятию «литературный герой» близок по смыслу термин «характер», употребляющийся для обозначения внутреннего психологического разреза личности, ее природных свойств, натуры. Через характер «раскрывается как исторически обусловленный тип поведения (поступки, мысли, переживания, речь), так и присущая автору нравственно-эстетическая концепция человеческого существования» [Тюпа 1986:481]. Представление о характере складывается благодаря авторским и иным характеристикам, с помощью изображения внешних и внутренних проявлений личности героя (его психологии, речи, наружности).

Таким образом, категории литературоведческой поэтики оказываются лингвистически значимыми: образ персонажа диктует отбор и организацию речевых средств.